МДОУ "Орлинский детский сад"

Консультация для воспитателей «Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине»

 воспитатель: Кусик Т.А.

Говоритьо важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идеявоспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение,стала задачей государственной важности. Особое место в программныхправительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма уподрастающего поколения. Это вполне закономерно, так как формирование отношенияк стране, государству, где живёт человек, начинается с детства.

 

Впроекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитаниепатриотов России, граждан правового демократического, социального государства,уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью ипроявляющих национальную и религиозную терпимость».

       Дошкольные образовательные учреждения,являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детейпервое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малойРодине, своему Отечеству.

        В период дошкольного возрастапроисходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственнойосновы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмовсоциальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.

       Данный отрезок жизни человека являетсянаиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия наребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространстваочень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всюжизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

      Академик Д. С. Лихачёв писал:  «Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, ксвоему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь кродной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

      Патриотическое воспитание детей дошкольноговозраста имеет свои особенности.

 

1.Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям –отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла,внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основойдля возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразныйперенос этих возникших в раннем детстве эмоций с близкого на далекое, с узкойна более широкую область социальных отношений: «Любовь к матери: Любовь кМатери-Родине», «Любовь к отцу: Преданность Отчизне».

 

Иродной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радостьот общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Воспитаниепатриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к томуместу, где ребенок родился. Недаром в народе говорят: где родился, там ипригодился. В таких мыслях заключена многовековая мудрость народа. Историческидоказано: человек, знающий родную историю, культуру родного города, проявляетпреданность, любовь, уважительное отношение к своей стране, к своей Родине.

 

2.Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей ккультурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался вустном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народныхпромыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях русскихмастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детямдошкольного возраста.

 

Укаждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколениюосновные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

   "Это — первые и блестящие попыткирусской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобыкто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гениемнарода".

Неслучайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочетбыть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическуюлитературу термин "народная педагогика", видя в фольклорныхпроизведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитаниялюбви к Родине.

 

3.Воспитание патриотизма осуществляется через формирование в ребенкенационального духовного характера.

 

Знаниеи соблюдение национальных традиций и обычаев русского народа обеспечиваютсвязь, преемственность поколений, дают почувствовать и понять национальныеособенности своего народа, у русских людей это доброта, щедрость, оптимизм.

     Уважение к трудовым умениям и творческимремеслам предков,  гордость за людей,трудами и талантами которых славна Россия – необходимое условие дляформирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувствасопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

 

4.Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянноокружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему.Маленький человечек чувствует себя с представителями живой природы сильным,значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.

       Ребенок начинает понимать, что он –созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

      Следует подчеркнуть еще раз, что дляребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивоевнимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же темелишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса кодной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только породному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительнойдеятельностью (например, "Мой город", "Столица нашей Родины —Москва").

     Внравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет примервзрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старшихчленов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг передРодиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д.Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековеченыв названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

        Учет возрастных особенностей детей требуетширокого применения игровых приемов, которые важны как для повышенияпознавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферызанятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки ипутешествия" (в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должнаподкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности(изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итогиработы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во времяобщих праздников, семейных развлечений.

  Продолжением данной работы является знакомстводетей с другими городами, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербомгосударства.

  В настоящее время актуальна и особенно труднаработа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодыхсемьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными,и зачастую вызывают лишь недоумение.

 

 Привлечение семьи кнравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особоготакта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого —обязательное требование и условие данной работы.

      Большое значение имеют семейные экскурсии порайону, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий иучреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены вфотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менееинтересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе сродителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничиваяее "территориальные" и "временные рамки", например,исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находитсядетский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, историишефствующего предприятия и т.д.

       Эта тема актуальна, но недостаточно разработокв научной и методической литературе. Идея патриотизма во все времена занималаособое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферахего деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической,военной и других.

 

 

 

 

 

 

 

27 марта 2013 в 08:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.