воспитатель: Новикова О.В.
Какие игрушки нужны ребенку? Об этом мы писали уже не раз.И будем писать - ведь такой вопрос когда-то впервые задает себе каждая молодаясемья. Конечно, у каждого из нас в детстве были свои любимые куклы и машинки.Но мир меняется - одновременно меняется, растет и ассортимент современныхигрушек. Быстро меняется и взгляд на них.
Самые естественные
Сейчас эту тему обсуждают, как правило, в одном ключе: «Какие игрушки покупатьребенку». Но почему сразу - покупать? С этого перекоса в сознаниивзрослых все и начинается.
Конечно, первые погремушки вы принесете из магазина. Но потом - радиребенка, ради его физического и психологического здоровья - покупками надо лишьдополнять то, что дает природа. Ее ассортимент всегда богаче магазинного, хотяи не столь ярок. Мир за стенами дома из века в век щедро давал и до сих пордает то, что способно развлекать и учить детей. Это цветные камешки, разныепалочки, ветки и щепки, песок и глина, земля и норки в ней, всякиежучки-паучки, улитки и лягушки, снег, лед, сосульки, ручейки и лужи, репьи,ягоды и орехи, цветы, листья, кусты и деревья... Перечень того, что в природеслужит игрушкой и основой в игре, - бесконечен.
И вот эти самые естественные в мире игрушки, дающие реальный жизненный опыт,незаслуженно отправляются в отставку, забываются, уходят в прошлое. Европейскиеисследователи констатируют: 60% современных детей в возрасте до 15 лет лучшимдосугом считают сидение у телевизора или за компьютером.
Каждый третий никогда не лазил на дерево и не знает, как строится логово илипещера. Каждый четвертый никогда не скатывался с горки. Каждый десятый не умеетездить на велосипеде... Словом, эти дети разучились играть на улице. Какими онивырастут? Психологи и социологи считают, что они пополнят стремительно растущиеряды инфантильных взрослых: тех, кто пасует перед настоящей жизнью, не умеетнаходить выход в сложных ситуациях и брать на себя ответственность.
Эта тенденция, как цунами, накрывает и Россию. Сначала крупные города, потом ималенькие. Добирается и до деревни. И вот уже многим родителям кажется, чтопокупные игрушки и игры, особенно электронные, - это круто, это престижно, этоцивилизованно, а камешки и щепки во дворе - это смешно и несерьезно, этовозвращение в Русь изначальную. Особенно нелогичны женщины. Маска из ягод,сорванных с грядки, - для них признак «продвинутости», но считать хорошейигрушкой для своего ребенка гальку на речном берегу они не готовы...
А теперь поговорим о том, что предлагает детям современная промышленность ичто, подчеркнем еще раз, должно лишь дополнять арсенал природных игрушек.
Самые полезные
В магазинах сейчас все больше новых, «умных» игрушек, полно и всевозможныхразвивающих игр. Однако психологи стоят на своем: для развития умственныхспособностей ребенка пока не придумано ничего лучше обычного пластилина идоброго старого конструктора.
Потому что в игре инициатива должна на 90% принадлежать малышу и лишь на 10%определяться устройством игрушки. Пусть сам малыш решает, как она должна себя«вести». С этой точки зрения просто идеален пластилин (многие сотни лет то жесамое делала природная глина). Он быстро подтягивает даже тех, кому педиатры илогопеды ставят диагноз «отставание в развитии». О нем не стоит забывать иподросшему школьнику. Да что там - он остается замечательным материалом длязанятий вплоть до старости!
А вот «обучающие» игры и игрушки, умеющие говорить (и даже на разныхязыках), петь и чуть ли не плясать, заставляют ребенка лишь нажимать на нужныекнопки и клавиши.
Самые опасные
Ученые периодически изучают ассортимент игрушек и составляют переченьпотенциально опасных.
Опаснее всего - дротик, которым поражают цель. За последние 30 лет больше 7тысяч игравших им детей получили увечья. Что делать? Не покупать.
Плюшевые мишки и прочие мягкие звери распространяют вредные микробы и вызываюталлергию. Что делать? Выбирать самые качественные, причем те, которые можночасто стирать.
Яркие дешевки из игровых автоматов могут содержать яды - бензол,ртуть, фенол, кадмий, свинец и т.д. Что делать? Лучше не покупать.
Погремушки со слишком громким, немелодичным звуком вредят детской психике иснижают остроту слуха. Так же действует игрушечное оружие со звуком. Чтоделать? Покупать те, что потише. Шумовой предел для игрушек - 85 децибел.
Игрушки на магнитах (например, «Рыбалка» или шарики Неокуб) опасны тем, чтодети могут проглатывать эти магниты. И получать тяжелейшие травмыжелудка и кишечника, которые приводят к заражению крови, инвалидности и дажесмерти (такие случаи уже известны). Что делать? Разрешать играть с ними толькопод вашим присмотром (а лучше при вашем участии).
Надувные шарики опасны тем, что при надувании частички резины могут попастьв горло и вызвать удушье, даже смертельное. Что делать? Детям до 8 летнадувать подобные игрушки лишь под наблюдением взрослых.
Самые спорные
Нет конца дискуссиям об игрушечном оружии. Психологи настаивают натом, что оно должно выглядеть более условным. Потому что когда дети привыкаютделать «пиф-паф» из автомата, страшно похожего на настоящий, это развивает вних агрессию, а главное - в их сознании надолго стирается грань между игрой иреальностью.
Европейцы уже перешли от рассуждений к делу. Для них 7 сентября - Деньуничтожения военной игрушки (эта детская антимилитаристская акция проводится вЕвропе с 1988 года и весьма широко освещается в средствах массовой информации).В этот день принято менять военные игрушки на сладости и мягкие игрушки.
Российские психологи проблему признают, но своего метода ее решения непредлагают, акции же европейцев оценивают скептически. Их мнение: если этоважно для современного детства, то мальчики все равно будут брать в рукикакие-нибудь палки и кричать «пиф-паф». И жутко завидовать тем, кому родителикупили «настоящий» пластмассовый автомат. Надо помнить, в каком мире живетребенок, что он видит и какое поведение с помощью игрушек копирует.
Цифры и факты
*Самая популярная игрушка в мире (из тех, что сделаны человеком) - плюшевыймишка.
*Две трети всех игрушек производится в Китае.
*В России родители тратят на игрушки одному ребенку примерно 600 рублей в год.В Европе - до 180 евро, то есть в 12 раз больше.
*Объемные мягкие игрушки, подаренные женщинам, радуют их больше, чем флакондухов.
*Примерно 15% взрослых спят с плюшевым медведем. Но если в России это восновном женщины, то в Европе и США мужчин, «застрявших в детстве», дажебольше, чем женщин.
Кстати
Чтобы словарный запас ребенка пополнялся быстрее, давайте ему игрушки самыхразных форм: шарики, кубики, дощечки, пирамидки, ведерки, лопатки и т.д. и т.п.Как установили ученые, при таком наборе скорость изучения новых словувеличивается в два раза.
За консультацию и помощь в подготовке материала благодарим кандидатапсихологических наук Олега Скоробогатова и врача-педиатра Лилию Малышеву.
Источник: Сельскаяновь № 1, январь 2013