Согласовано Утверждаю
начальник отдела Заведующий МДОУ по управлению образованием "Орлинский детский сад"
администрации Свободненского р-на
_________ В.В.Ячный _________ О.А.Строчилова
"30 " мая 2013г. " 30 " мая 2013г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Орлинский детский сад» 2013 год –2018г.
Принята на заседании ПС
Протокол № 7 от 30.05.2013 г
Пояснительная записка………………………………………………………………….5
Информационная справка………………………………………………
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников ДОУ………………………………………………16
Содержание образовательного процесса…………………………………17
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………….18
Особенности осуществления образовательного процесса………………19
Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы………………………………………………………20
ЧАСТЬ
1 (обязательная)……………………………………………………………..20
1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ…………………………………27
1.2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………………………………30
1.2.1. Образовательная область «Физическая культура»…………………….31
1.2.2. Образовательная область «Здоровье»………………………………….32
1.2.3. Образовательная область «Социализация» ……………………………33
1.2.4. Образовательная область «Труд»………………………………………34
1.2.5. Образовательная область «Безопасность»……………………………..34
1.2.6. Образовательная область «Познание»………………………………….35
1.2.7. Образовательная область «Коммуникация»……………………………36
1.2.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»……37
1.2.9. Образовательная область «Художественное творчество»……………..38
1.2.10. Образовательная область «Музыка»…………………………………...38
1.3. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной Программы ………………………………………………………………………………39
1.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы……………………………………………………………………………….42
1.5. Промежуточные результаты освоения Программы (по возрастам)……………..44
1.6. Учебный план …………52
1.7. Ресурсы образовательного учреждения……………53
ЧАСТЬ
2.Региональный компонент………………………………………………..57
2.1. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста………………………………………………………………………………….57
2.2. Условия реализации образовательной программы ДОУ ………………………………..60
2.3.1. Управление реализацией программы……………………………………………….60
2.4.2. Построение развивающей среды…………………………………………………….61
2.4.3. Сотрудничество с семьей……………………………………………….......................63
2.4.4. Преемственность в работе ДОУ и школы …………………………………………...66
2.4.5. Взаимодействие с социальными партнёрами…………………………………66
2.4.6. Дополнительное образование ……………………….66
2.4.7. Информационные ресурсы ………………………….69
Приложения……………………………………………………………………………75
Пояснительная записка
1. Общие сведения об учреждении
1. 1.1. Информационная справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Орлинский детский сад» создано и зарегистрировано 16.07.1998г.
На основании постановления Главы администрации Свободненского района
Полное наименование учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Орлинский детский сад».
Сокращенное название: МДОУ «Орлинский детский сад».
Местонахождение: Россия, 676471, Свободненский район, г.Свободный-21, ул. Л.Толстого 14.
Телефон: 3-29.
Форма собственности: муниципальная
Тип учреждения: дошкольное образовательное учреждение
Вид учреждения: детский сад.
Учредитель: районная администрация Свободненского района Амурский области.
Место нахождение Учредителя: г.Свободный ул.50лет Октября тел: 416-43-3-03-49
Режим работы: с 07.30 до 16.30.
Отношения между Учредителем и дошкольным учреждением определяет договор, заключенный между ними в соответствии с законодательством РФ.
Детский сад осуществляет свою образовательную, правовую и финансовую деятельность в соответствии:
- с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266 -1;
- «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» от 25.12.2007 года №116
- нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Амурской области, органов местного самоуправления и Учредителя;
- Уставом МДОУ «Орлинский детский сад», утверждённого постановлением администрации Свободненского района от 15.04.09 года №119
- договором между Учредителем и МДОУ «Орлинский детский сад» № 48 от 29.07.1997 года.
- лицензированная образовательная деятельность (лицензия серия А №331208, регистрационный номер - ОД 3396 на срок 5 лет от 15.07.2009 г до 15.07.2014г.);
- свидетельство о государственной аккредитации (серия АА № 191967 от 09.06.2006 года);
- Договором между МДОУ «Орлинский детский сад» и родителями (или их законными представителями) и локальными актами образовательного учреждения.
- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23.11.2009г.)
- «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо от 14.03.2000г. №65/23-16) ;
- Требованиями СанПиНа.
Образовательная программа МДОУ «Орлинский детский сад» охватывает возрастной период от 1, 5 до 7 лет.
Срок реализации образовательной программы: 2013 – 2018 год.
В группах общеразвивающей направленности дошкольное учреждение реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2012 г.) .
1.1 Возрастные особенности детей.
Первая младшая группа(от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Вторая младшая группа(от 3 до 4 лет):
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, в среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
Них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.
Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу непросто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Представлена характеристика контингента детей, воспитывающихся в ДОУ (количество мест по проекту, количество групп, режим работы ДОУ).
1.2 Комплектование групп на 01.09.2013 г.
Таблица № 1
№ Группы в соответствии с возрастом детей Наполняемость по нормам Фактическая наполняемость
1 1 младшая группа 9
2 младшая группа 9
Средняя группа 15
Старшая группа 20
1.3 Сведения о квалификации педагогических кадров
Качественные характеристики педагогических кадров
Таблица 2
№ Критерии оценки качества Количество %
1. МДОУ укомплектован кадрами 8 чел.
2. Образовательный ценз
Высшее образование
• специальное (дошкольное)
• другое педагогическое
• другое
Среднее специальное
• специальное (дошкольное)
• специальное педагогическое
• другое
1 чел.
1 чел.
3 чел.
2 чел.
1 чел.
12,5
12,5
37,5
25
12,5
3. Квалификация
• высшая категория
• первая категория
• вторая категория
• без категории
1 чел.
4 чел.
3 чел.
12,5
50
37,5
4. Повышение квалификации (прохождение курсовой подготовки за последние 5 лет) 5 чел. 62,5
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив МДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Выяснение потребностей родителей коллектив МДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих ДОУ. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности МДОУ по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей (Приоритетное направление деятельности ДОУ)
• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие логического мышления)
• Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.
Социальный паспорт МДОУ «Орлинский детский сад»
№
п/п Критерии На 01.09.2011 На 01.09.2012 На 01.09.2013
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1. Всего детей: 62 54
Из них: сирот - -
инвалидов 1 1,6 1 1,8
2. Всего семей: 62 54
Из них: полных 46 74 38 70,3
неполных 12 19,3 16 29,6
многодетных 6 9,6 14 25,9
инвалидов (родителей) - -
группы риска 11 17,7 16 29,6
малообеспеченные 10 16,1 14 25,9
3. Социальный состав:
служащие 27 25,4 16 17.4
рабочие 58 54,7 53 57,6
предприниматели - -
неработающие 19 17,9 22 24
4. Образовательный ценз:
высшее образование 20 18,8 14 15,2
средне-специальное 68 64,1 61 66,3
Среднее (общее) 10 9,4 14 15,2
9 классов 8 7,5 4 4,3
Всего родителей 106 92
2.Содержание образовательного процесса.
МДОУ “Орлинский детский сад» работает по «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, выпущенной в 2012году. В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода . При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание , амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве ( А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин). Составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.
С учетом обозначенных подходов программа представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа представляет все направления дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка. Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, позновательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
*забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
*создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
*максимальное использование разнообразных видов детской деятельности: их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
*креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
*вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
*уважительное отношение к результатам детского творчества;
*обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
*координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи
*Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Данная программа пользуется заслуженным признанием, так как предлагает ясные, научно обоснованные, апробированные практикой методики и критерии дошкольного обучения и воспитания.
2. Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педа¬гогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
• Потребности воспитанников — возрастают требования к уровню подготовки детей к обучению в школе. Данный факт является показателем потребности в сохранении вида ДОУ.
• Ожидания родителей - изучение социального заказа родителей воспитанников ДОУ показало, что главной задачей детского сада большинство родителей (82%) считает укрепление здоровья ребёнка и его развитие; 92% родителей желают, чтобы их ребёнок при выходе из дошкольного учреждения был полностью готов к обучению в школе.
• Ожидания общеобразовательных школ, расположенная вблизи дошкольного учреждения (СОШ Орлинская школа). Отдалённый результат качества подготовки детей к обучению в школе показывает стабильно высокий результат (до 85% детей в дальнейшем обучаются на «хорошо» и «отлично»). Учителя начальных классов указывают на недостаточную сформированность у дошкольников произвольности, умения работать в едином темпе.
Таким образом
Цель: Разностороннее и целостное развитие ребёнка, с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей; готовности к обучению в школе.
Задачи:
- Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей;
- Создание комфортного и благоприятного психологического климата, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к ребёнку;
- Обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и социально-личностного развития ребёнка, приобщение его к общечеловеческим ценностям;
- Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;
- Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию.
4. Особенности образовательного процесса: При организации образовательного процесса нами учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В группах планируются дополнительные образовательные услуги (кружки).
5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
Программа строится на следующих методологических подходах и принципах: качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка, генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка, возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка, культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека, личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка; деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме развития психики ребенка.
ЧАСТЬ 1 (Обязательная)
1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ.
Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При построении режима дня руководствуемся основным принципом - принципом соответствия возрастным психофизическим особенностям детей.
Режим организации жизнедеятельности детского сада определен:
• в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;
• на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;
• с учетом социального заказа родителей и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности ОУ.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей — 9 часов, с 07.30 до 16.30. В период адаптации к условиям детского сада организуется кратковременное посещение ребенком ОУ. Увеличение времени пребывания ребенка в детском саду происходит на основе наблюдений за состоянием ребенка и характером его привыкания. При организации режима учитываются сезонные особенности. Поэтому в детском саду имеется три сезонных режима с постепенным переходом от одного к другому.
Диагностический (адаптационный) период
(с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая по 1 июня)
младшие группы
Время Режимные моменты Содержание
7.30-8.00 «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа с детьми. Прием детей (на воздухе).
Игровая деятельность детей.
8.00- 8.30 Чтение песенок, потешек. Встреча с природой. Совместная деятельность воспитателя с детьми в Уголке природы.
8.30- 8.40 Минутка бодрости Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигательная активность 5 мин).
8.40- 8.45 «Моем с мылом чисто-чисто» Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.45- 9.00 Приятного аппетита! Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00-9.15 Минутки игры Игровая деятельность детей
9.15- 9.30 Мир познания Занятие по сетке: подгрупповые и фронтальные.(музыкальное, физкультурное)
9.50- 10.20 Минутка игры
Индивидуальная работа с детьми Игровая деятельность детей
Диагностика ЗУН
10.20- 10.45 Подготовка к прогулке Обучение навыкам самообслуживания
10.45- 11.30 Прогулка Двигательная активность (30 минут)
11.30- 12.00 Возвращение с прогулки.
«Моем с мылом чисто-чисто». Игры детей.
Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.00-12.30 «Приятного аппетита!» Обед: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
12.30-12.50 «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»
Подготовка ко сну Закаливающие процедуры.
Релаксационные упражнения
12.50-15.00 «Тихо, тихо, сон идёт…» Создание тихой, благоприятной обстановки для сна
15.00-15.10 Минутка бодрости
Коррекционная гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 мин)
15.10- 15.30 Минутка игры Игровая деятельность детей Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми.
15.30-15.40 «Моем с мылом чисто-чисто».
Подготовка к полднику, воспитание культурно-гигиенических навыков.
15.40-16.00 «Приятного аппетита!»
Полдник: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды. Обучение навыкам самообслуживания.
16.00- 16.20 Подготовка к прогулке
Прогулка Прогулка (двигательная активность 20 мин)
16.20 -16.30 «До свидания!» Уход детей домой. Работа с родителями.
Диагностический (адаптационный) период
старшие группы
используется с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая по 1 июня
Время Режимные моменты Содержание
7.30- 8.15 Мы рады видеть вас!
Играем вместе!
Прием детей (на воздухе).
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Индивидуально-коррекционная работа.
8.15-8.25 «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» Утренняя коррекционная гимнастика (двигательная активность 10 минут)
8.25-8.40 «Моем с мылом чисто-чисто».
Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков.
8.40- 9.00 Приятного аппетита! Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00- 9.20 «Играем вместе!» Игры детей по интересам
9.20- 9.30 Развиваем пальчики Пальчиковая гимнастика
9.30- 9.50 Мир познания Занятие по сетке: подгрупповые и фронтальные (музыка, физкультура)
9.50- 10.10 Время дидактики Дидактические игры (по различным видам деятельности).
10.10- 12.10 «Гуляй, присматривайся и закаляйся!» Прогулка.
Игры, наблюдения, воздушные, солнечные процедуры.
12.10- 12.30 «Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!» Воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.30- 12.50 «Это время – для обеда, значит нам за стол пора!» Воспитание культуры еды.
12.50-13.00 «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» Закаливающие процедуры.
13.00- 15.00 «Это время - тишины – все мы крепко спать должны!» Сон с использованием музыкотерапии и чтения произведений художественной литературы.
15.00- 15.10 «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» Коррекционная гимнастика после сна в группе.
15.10 -15.40 Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми. Сенсорное воспитание, изодеятельность, развитие мелкой моторики.
15.40-15.50 «Это время – простокваш, в это время – полдник наш!» Полдник.
Воспитание культуры еды.
15.50-16.10 «Играем вместе!» Настольно-печатные игры, дидактические игры.
16.10- 16.20 «Ну а вечером опять мы отправимся гулять!» Прогулка. Игры на участке.
16.20- 16.30 «До свидания!» Уход детей домой. Работа с родителями.
Холодный период года
младшие группы
Время Режимные моменты Содержание
7.30-8.00 «Здравствуйте!» Минутки игры. Индивидуальная коррекционная работа с детьми. Прием детей.
Игровая деятельность детей.
8.00- 8.20 Чтение песенок, потешек. Встреча с природой. Совместная деятельность воспитателя с детьми в Уголке природы.
8.20- 8.30 Минутка бодрости Утренняя гимнастика с элементами фонетической ритмики (двигательная активность 10 мин).
8.30- 8.40 «Моем с мылом чисто-чисто» Подготовка к завтраку, воспитание культурно-гигиенических навыков
8.40- 9.00 Приятного аппетита! Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00-9.15 Минутки игры Игровая деятельность детей
9.15- 10.00 Мир познания НОД: подгрупповые и фронтальные (музыка, физкультура) (учебная деятельность 30 мин)
10.00- 10.25 Подготовка к прогулке Обучение навыкам самообслуживания
10.25- 11.45 Прогулка Двигательная активность (30 минут)
11.45- 12.00 Возвращение с прогулки.
«Моем с мылом чисто-чисто». Игры детей.
Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.00-12.30 «Приятного аппетита!» Обед: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
12.30-12.40 «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» Закаливающие процедуры
12.40-12.50 Подготовка ко сну
Релаксационные упражнения
12.50-15.00 «Тихо, тихо, сон идёт…» Создание тихой, благоприятной обстановке для сна
15.00-15.10 Минутка бодрости Коррекционная гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10 минут)
15.10- 15.30 Индивидуальная коррекционная работа воспитателя с детьми. Индивидуально-коррекционнная работа с детьми согласно графику.
15.30- 15.40 Минутка познания Беседы с детьми по патриотическому воспитанию, ОБЖ, социальному развитию
15.40-15.50 «Приятного аппетита!» Полдник: обучение правильно держать столовые приборы, культуре еды.
15.50- 16.00 «Поиграем вместе» Игровая деятельность детей
16.20- 16.30 Подготовка к прогулке
Прогулка Прогулка (двигательная активность 30 минут)
16.20-16.30 «До свидания!» Уход детей домой. Работа с родителями.
Холодный период года
старшие группы
Время Режимные моменты Содержание
7.30- 8.15 Мы рады видеть вас!
Играем вместе!
Прием детей (на воздухе).
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Индивидуально-коррекционная работа.
8.15-8.25 «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» Утренняя коррекционная гимнастика (двигательная активность 10 минут)
8.25-8.40 «Умывайся не ленись- чистым завтракать садись!» Воспитание культурно-гигиенических навыков.
8.40- 9.00 Приятного аппетита! Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.00- 9.10 Развиваем пальчики Пальчиковая гимнастика (проводится, когда в сетке занятий предусмотрено занятие продуктивной деятельностью)
9.10- 11.00 Мир познания НОД: (двигательная активность: музыка, физическая культура – 20, 25, мин; учебная нагрузка – 20, 25, мин; перерыв между занятиями – 10 м.)
11.00- 11.15 Подготовка к прогулке Навыки самообслуживания.
11.15- 12.25 «Гуляй да присматривайся!» Прогулка (двиг. активность 40,45 мин.)
12.25- 12.40 «Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!» Воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.40-12.50 «Это время – для обеда, значит, нам за стол пора» Обед: воспитание культуры еды.
12.50-13.10 «Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!» Закаливающие процедуры.
13.10- 15.00 «Это - время тишины, все мы крепко спать должны» Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы.
15.00- 15.15 «Это время – для здоровья.!»
Коррекционная гимнастика после сна в группе (двигательная активность 10, 15 минут)
15.15-15.40 «Это время книжек и познавательных бесед» Чтение художественной литературы, беседы с детьми по патриотическому воспитанию, ОБЖ, социальному развитию
15.40- 15.50 «Это время простокваш, в это время – полдник наш» Полдник: воспитание культуры еды
16.05- 16.20 «Ну а вечером опять, мы отправимся гулять» Обучение навыкам самообслуживания.
Прогулка (двигательная активность 20минут)
16.20-16.30 «До свидания!» Уход детей домой. Работа с родителями.
Тёплый период года
Время Режимные моменты Содержание
7.30- 8.30 Мы рады видеть вас!
Играем вместе!
Прием детей (на воздухе).
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Индивидуально-коррекционная работа.
8.30-9.40 «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята» Утренняя коррекционная гимнастика
9.40-9.00 Приятного аппетита! Завтрак: обучение правильно держать столовые приборы, обучение культуре еды
9.20- 9.40 «Это время – время игр, будем сами мы играть» Самостоятельная игровая деятельность детей.
9.40- 12.30 Час свежего воздуха Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки.
12.30- 12.40 «Умывайся, не ленись – чистым за обед садись!» Воспитание культурно-гигиенических навыков.
12.40-12.50 «Это время – для обеда, значит, нам за стол пора» Обед: воспитание культуры еды.
12.50-13.10 «Это время – для здоровья. Закаляйся, детвора!» Закаливающие процедуры.
13.10- 15.30 «Это - время тишины, все мы крепко спать должны» Сон с использованием музыкотерапии и чтением произведений художественной литературы.
15.30- 15.40 «Это время – для здоровья.!» Коррекционная гимнастика после сна в группе.
15.40 – 15.50 «Это время простокваш, в это время – полдник наш» Полдник: воспитание культуры еды
15.50- 16.05 Час игры Познавательно-игровая деятельность.
Игры по интересам.
16.05-16.20 Час свежего воздуха Прогулка в зависимости от погодных условий.
16.20-16.00 «До свидания!» «До свидания!»
Система физкультурно-оздоровительной работы
№ п/п Мероприятия Группы Периодичность Ответственный
I. МОНИТОРИНГ
1. Определение уровня фи-зического развития.
Определение уровня физи¬ческой подготовленности детей Все 2 раза в год (в сентябре и мае) Старшая медсестра
воспитатели групп
II. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Утренняя гимнастика Все
группы Ежедневно Воспитатели групп
2. Физическая культура
- в зале
- на воздухе Все группы 3раза в неделю
2 раза
1 раз Воспитатели групп
3. Подвижные игры Все группы 2 раза в день Воспитатели групп
4. Гимнастика после дневного сна Все группы Ежедневно Воспитатели групп
5. Спортивные упражнения Все
группы 2 раза в неделю Воспитатели групп
6. Спортивные игры Старшая, под¬готовит 2 раза в неделю Воспитатели групп
7. Физкуль¬турные досуги Все
1 раз в месяц Воспитатели, музыкальный руководитель
8. Физкультурные праздники Старшая, под¬готовит 2 раза в год музыкальный руко-водитель, воспитатели групп
III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Витаминотерапия Все группы круглогодично Медсестра Мухина А.А.
2 Профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, работа с род.) Все группы В неблагоприят-ные периоды (осень-весна) воз¬никновения ин¬фекции) Медсестра Мухина А.А.
IV. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
1. Музыкотерапия Все группы Использование музыки на занятиях физ-культурыи перед сном Вос¬питатель группы
3. Фитонцидотерапия
(лук, чеснок)
Ингаляции Все группы Неблагоприятные периоды, эпиде¬мии, инфекцион-ные заболевания Медсестра, воспитатели групп
V. ЗАКАЛИВАНИЕ
1. Ходьба босиком Все группы После сна, на за¬нятии физкульту¬рой в зале Воспитатели.
3. Облегченная одежда детей Все группы В течение дня Воспитатели, младшие воспитатели
4. Мытье рук, лица, шеи про-хладной водой Все группы В течение дня Воспитатели, младшие воспитатели
Система закаливающих мероприятий
№ Оздоровительные мероприятия I
младшая II
младшая средняя старшая подготовительная
1 Утренний прием детей на воздухе + + + + +
2 Дыхательная гимнастика + + + + +
4 Босохождение + + + + +
5 Ребристая доска + + + + +
6 Дорожка с пуговицами + + + + +
7 Умывание прохладной водой + + + + +
8 Прогулка 2 раза в день + + + + +
9 Коррекционная гимнастика + + + + +
10 Соблюдение воздушного режима + + + + +
11 Проветривание помещений + + + + +
12 Световой режим + + + + +
1.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательных областей
Структура содержания дошкольного образования
Образовательные области
Физическое развитие «Физическая культура» - развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- воспитание физических и личностных качеств.
«Здоровье» - сохранение и укрепление здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.
Познавательно-речевое развитие «Коммуникация» - развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Чтение детям художественной литературы» - формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
«Познание» - развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- формирование целостной картины мира;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
Художественно-эстетическое развитие «Музыка» - развитие музыкально-ритмической деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
«Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.
Социально-личностное развитие «Социализация» - личностное развитие воспитанников;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
«Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;