УТВЕРЖДЕН
решением Конференции
МДОУ «Орлинский детский сад»
протокол № 7 от 30.05.2013г.
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ОРЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
ЗА 2012 – 2013УЧЕБНЫЙ ГОД
Г. СВОБОДНЫЙ -21
Содержание
1.Общая характеристика учреждения
1.1.Общая информация
1.2.Структура управления образовательного учреждения
1.3.Состав воспитанников
1.4.Режим работы детского сада
1.5.Характеристика окружающего социума
1.6.Материально – техническое обеспечение
1.7.Финансовая поддержка
1.8.Уровень предметно – развивающей среды
1.9.Профессиональная компетентность педагогов
2.Обеспечение здоровьесбережения в ДОУ
2.1.Состояние здоровья и физического развития детей.
3.Реализация воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ
3.1. Содержание образовательного процесса
3.2.Результаты образовательного процесса
3.3. Взаимодействие с родителями
4. Инновационная деятельность в ДОУ
5.Результативность деятельности ДОУ
5.1.Результативность деятельности педагогов
5.2.Результативность и достижения воспитанников
6.Анализ результатов деятельности ДОУ
7. Основные направления ближайшего развития учреждения
1. Общие сведения об учреждении
1. 1.1. Информационная справка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Орлинский детский сад» создано и зарегистрировано 16.07.1998г.
На основании постановления Главы администрации Свободненского района
Полное наименование учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Орлинский детский сад».
Сокращенное название: МДОУ «Орлинский детский сад».
Местонахождение: Россия, 676471, Свободненский район, г.Свободный-21, ул. Л.Толстого 14.
Телефон: 3-29.
Форма собственности: муниципальная
Тип учреждения: дошкольное образовательное учреждение
Вид учреждения: детский сад.
Учредитель: районная администрация Свободненского района Амурский области.
Образовательная программа МДОУ «Орлинский детский сад» охватывает возрастной период от 1, 5 до 7 лет.
Срок реализации образовательной программы: 2013 – 2018 год.
В группах общеразвивающей направленности дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010 г.) .
1.2.Структура управления образовательного учреждения.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации , Уставом МДОУ «Орлинский детский сад»; строится на принципах самоуправления Учреждения. Формами самоуправления Учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер Учреждения являются:
Общее собрание трудового коллектива;
Педагогический совет;
Наблюдательный совет;
Родительский комитет (содействует в организации и совершенствовании условий проведения культурно-массовых мероприятий; укрепление материально-технической базы);
Попечительский совет (привлечение добровольных пожертвований и целевых взносов родителей; обсуждение и принятие локальных актов).
Каждая форма самоуправления имеет свои полномочия. Непосредственное управление Учреждением осуществляет заведующий Строчилова Ольга Алексеевна. Заведующий осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности Учреждения, распределяет обязанности между своими заместителями – руководителями структурных подразделений. Таким образом, Управление Учреждением осуществляется организационной структурой линейно-функционального типа. Основной организационной целью управляющей системы является: создание системы, детерминирующей развитие и обеспечивающей движение: управление – соуправление –cамоуправление.
1.3.Состав воспитанников
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Орлинский детский сад» с 9-часовым пребыванием детей. МДОУ обеспечивает воспитание, обучение и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Контингент воспитанников представлен дошкольниками следующих возрастных категорий.
В 2012-2013учебном году в МДОУ укомплектовано 4 группы с 1.5 до 7 лет, из них:
Возраст детей Количество групп Количество детей
I мл. с 1,5-3 лет 1 12
II мл. с 3 -4 лет 1 12
Средняя с 4 – 5 лет 1 11
Старшая с 5 -7 лет 1 21
ИТОГО 4 56
В течение учебного года вновь принято 14 детей из них:
во вновь сформированные группы –10 детей;
в действующие группы – 4 ребёнка.
Выбыло всего – 19 детей, из них:
- в школу – 15 ребенка;
- по разным причинам -4 детей.
1.4.Режим работы детского сада
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Орлинский детский сад» работает по 5-ти дневной рабочей неделе. Выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни.
Режим работы с 7.30 до 16.30 часов.
1.5.Характеристика окружающего социума.
МДОУ «Орлинский детский сад» расположен в г.Свободный-21, внутри жилого массива. В МДОУ наполняемость детьми происходит за счет семей, проживающих в данном городке.
В городке, где расположено дошкольное учреждение, находятся учреждение социального назначения: МОУ СОШ «Орлинская школа».
С целью повышения эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми, взаимодействия с родителями педагогический коллектив МДОУ «Орлинский детский сад» активно сотрудничает с другими организациями. Приоритетным направлением сотрудничества является: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ базовой культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
1.6.Материально – техническое обеспечение ДОУ.
За 2011 – 2013 год, проведен комплекс мероприятий по реализации новых содержательных линий в системе развития учреждения. Состояние материально-технической базы МДОУ «Орлинский детский сад» соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Для реализации образовательных задач в ДОУ функционируют: - физкультурный и музыкальный зал, методический кабинет, экологическая комната. Кроме того, оборудован медицинский блок, состоящий из кабинета медсестры и изолятора. Мы располагаем оснащенным пищеблоком, кладовым помещением, кастеляной и прачечной. На территории детского сада расположены 4 игровых площадок, площадка по ПДД, цветники и огород.
В зимнее время года участки пополняются снежными фигурами и горками.
В дошкольном учреждении имеется современная информационно–техническая база, дающая возможность выполнения современных требований по делопроизводству, документоведению, организации педагогической деятельности. Разносторонне используются возможности мультимедиа и слайд проектирования.
Компьютер – 2 шт.
Телевизор – 1 шт.
Музыкальный центр – 4 шт.
Сканер – 2 шт.
Ноутбук – 1 шт.
Принтер – 2 шт.
DVD – магнитофон – 1шт.
Ксерокс – 1 шт.
Фотоаппарат – 1 шт.
Мультимедийная установка с пректором – 1 шт.
ДОУ подключено к сети Интернет, что позволяет иметь доступ к любой информации. Кроме того, имеется свой электронный адрес, сайт.
В основном всё это создано и приобретено за счёт бюджетных и внебюджетных средств. В ДОУ проведена автоматическая пожарная сигнализация, смонтировано речевое оповещение, проведён ремонт групповых помещений, пищеблока с заменой и приобретения нового кухонного инвентаря, водонагревателей в группах, замена смесителей . Произведена частичная замена детской мебели в группах
Приобретен мягкий инвентарь: наматрасники. Умелыми руками рабочего по зданию осуществлен ремонт уличного оборудования на прогулочных площадках детского сада
Администрация ДОУ проводит большую работу по рациональному расходованию бюджетных и внебюджетных средств, изыскивает внебюджетные средства для проведения ежегодного косметического ремонта помещений ДОУ, благоустройства территории.
1.7.Финансовая поддержка
За последние годы проведена большая работа по укреплению материально – технической базы. Основную материальную поддержку оказывают родители.
1.8.Уровень предметно – развивающей среды ДОУ.
В детском саду создана хорошая предметно - развивающая среда в соответствии СанПин, способствующая успешному развитию личности каждого ребенка: в группах сделано зонирование, дидактический и игровой материал подобран по возрасту. Обстановка в группах максимально приближена к домашней, но с более интенсивно - развивающей направленностью интересов ребенка. Жизненное пространство в детском саду построено так, что сферы деятельности детей по возможности не пересекаются. Для занятий по интересам в каждой группе имеются творческие и игровые центры, зоны по развитию умственных способностей. При создании предметно - развивающей среды соблюдались следующие принципы её построения:
• безопасность и сохранение жизни и здоровья детей;
создание условий для игр, т.к. игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста;
• среда, способствующая развитию ребенка, т.е. ориентированная на зону ближайшего развития детей;
• среда, способствующая личностно-ориентированному общению, стимулирующая активность, самостоятельность, творчество детей, создающая комфортность и эмоциональную раскрепощенность.
Во всех группах созданы спортивные уголки для повышения двигательной активности детей, воспитателями сделаны нетрадиционные пособия для профилактики заболеваемости и предупреждения плоскостопия. В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, дающее малышам возможность играть с крупными игрушками. В зависимости от возраста детей в группах сосредоточены дидактические игры (лото, домино, мозаики, разрезные картинки и т.д.), игры для интеллектуального развития (шашки, лото), по ориентации в пространстве, игрушки сенсорной направленности. Имеется наглядный и иллюстративный материал, тематические альбомы, художественная литература и пособия для обогащения восприятия у детей окружающего мира. В свободном доступе для детей расположены необходимые материалы для рисования, лепки, художественного труда, экспериментирования, а также музыкальной и театрализованной деятельности. Вместе с детьми педагогами созданы различные виды театров, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности составлены с учетом чередования двигательной активности детей и деятельности, способствующей их умственному развитию.
1.9.Профессиональная компетентность педагогов.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, ориентирована на педагога нового типа, педагога – профессионала, который способен найти новые пути и средства достижения целей, обеспечить качество образования. Качество образовательных услуг напрямую зависит от качественных характеристик педагогических кадров. Формальными показателями оценки кадрового потенциала являются уровень образования, стаж работы и наличие квалификационной категории у педагогов образовательных учреждений. Сегодня педагогический коллектив укомплектован педагогическими, медицинскими кадрами полностью. В ДОУ имеются 1младшая группа, 3 дошкольных групп, где работают 7 педагогов, 1 музыкальный руководитель и заведующая. Итого в детском саду работают 8 педагогов.
Через курсовую переподготовку за 3 последних года прошли 4 педагога.
57% педагогических работников имеют квалификационные категории, в том числе:
- первую квалификационную категорию – 1(14,2 %)
- вторую квалификационную категорию – 3 (42,3%)
- соответствие должности- 1(14,3%)
- вновь прибывшие- 2(28,6%)
Все педагогические работники имеют педагогическое образование, в том числе:
- высшее образование - 2
- среднее - специальное - 5
- продолжает обучение в высшем учебном заведении –1 педагог
Возрастной состав педагогических работников:
от 25 до 40 лет - 6
от 40 до 60 лет - 2
Стаж работы педагогических работников:
От 0 до 5 лет – 3 чел.
от 5 до 15лет - 2 чел.
от 15 – 25 лет - 1чел.
свыше 25 лет - 2 чел.
В детском саду совершенствуется система профессионального развития педагогов, основанная на современных научно-обоснованных методах и подходах, и управления, где важной составляющей является диагностика уровня квалификации педагогических кадров, а также профессиональных запросов и потребностей. На основе выявленных результатов определяем цели работы с педагогами и выбираем адекватные формы ее проведения. теоретические семинары, семинары-практикумы, консультации, просмотр открытых мероприятий, изучение опыта творчески работающих педагогов, самообразование, самоанализ профессиональной деятельности.
Повышение профессионального уровня педагогов организуется с учетом дифференцированного подхода: повышение квалификации при ИППК г.Благовещенска, на семинарах Свободненского района, в г.Благовещенска.
За педагогами, требующими внимания со стороны администрации (адаптивный уровень) из-за небольшого педагогического опыта закреплены педагоги – наставники.
Главное в нашей методической работе – оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, как сплава профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности, т.е. усиление научной подготовки, информированности педагогов, осуществление методического обеспечения, поддержка инноваций и др.
Педагоги ДОУ успешно делятся опытом своей работы на городских методических объединениях, помещают свои материалы на педагогических сайтах, одним из которых является сайт детского сада.
Динамика профессионального роста педагога: уровень его активности, участие в различных мероприятиях, в образовательной деятельности, накопление материала по самообразованию, все самое интересное и достойное из того, что произошло в его жизни - зафиксировано в порфолио каждого педагога нашего ДОУ.
2.Обеспечение здоровьесбережения в ДОУ.
2.1.Состояние здоровья и физического развития детей
Первостепенной задачей на протяжении многих лет в ДОУ является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического и психического развития. Важным показателем работы дошкольного учреждения является здоровье детей.
С целью эффективного решения задачи по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ с 2010 года успешно реализуется программа «Здоровье», в которой осуществляется система индивидуальных и общественных мероприятий направленных на совершенствование здорового образа жизни ребенка дошкольника и формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Здоровье детей укреплялось полноценным питанием, проведением лечебно-профилактических мероприятий. В повседневной работе с детьми педагоги используют нетрадиционные методы оздоровления детей: пальчиковые гимнастики, игровые массажи, рефлексотерапия, а так же упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия, дыхательную гимнастику,
закаливание. В ДОУ 2 раза в год проводится диагностика физической подготовленности, ведется контроль за рациональной двигательной активностью детей в течение дня, усиленное внимание к ребенку в период адаптации к ДОУ, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе, создание санитарно - гигиенического режима. Постоянно обогащается предметно-развивающая среда; в группах обновляются «Уголки здоровья», в физкультурный зал приобрели новое оборудование (мячи, погремушки, спортивный уголок).
Планируются и проводятся занятия - валеология, формирующие у детей осознанное отношение к своему здоровью. На этих занятиях дети знакомятся со строением организма человека, учатся бережному отношению к своему здоровью.
Анализ заболеваемости детей в ДОУ за 2012- 2013г.
№ Показатели Всего Ранний возраст Дошкольный возраст
1 Среднесписочный состав 51 11 40
2 Число пропусков детодней по болезни 1094 250 844
3 Число пропусков на одного ребенка 21 21 21
4 Количество случаев заболевания 158 58 100
5 Количество случаев на одного ребенка 3 5 2
6 Количество часто и длительно болеющих детей 7 2 5
7 Индекс здоровья 4 3 2
Группы здоровья
Распределение детей по группам здоровья (вновь принятые в 2012-2013уч. г.)
Год Принято всего детей Первая (абсолютно здоровые дети) Вторая (ЧБД) Третья (хроники) Четвертая (дети- инвалиды)
2012 12 5 41,6% 7 58,4% - - - -
2011 24 5 20,8% 19 79,2% - - - -
2010 17 7 20% 12 80% - - - -
Итого 53 17 32% 38 68% - -
Анализируя выше изложенное, можно сделать вывод, что в Учреждении ведется эффективная работа по формированию здорового образа жизни детей. Работа основывается на комплексном воздействии мероприятий, направленных на профилактику заболеваний. Совместными усилиями медицинских работников, педагогов и родителей достигаются максимальные результаты в сохранении и укреплении здоровья детей.
Организация питания
Качественное питание – основа здоровья детей и этому вопросу отводится одно из главных мест в работе руководителя и медицинских работников МДОУ.
В МДОУ своевременно заключаются договора и контракты на поставку продуктов питания;
На все продукты, поступающие на пищеблок, имеются санитарно-эпидемиологические заключения, сертификат качества, осуществляется контроль за технологией приготовления пищи, контроль за реализацией скоропортящихся продуктов, за реализацией продуктов по срокам их хранения.
3. Реализация воспитательно- образовательной деятельности в ДОУ.
3.1. Содержание образовательного процесса.
Инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности ДОУ. Детский сад работает в режиме развития и учитывает потребности социума и направления государственной политики в сфере дошкольного образования (в том числе потребность в инновационных системах образования и воспитания, внедрении новых технологий и содержания образования в области детства).
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей в МДОУ - использование инновационных методик.
Главный принцип в работе педагогов ДОУ помочь каждому ребенку самовыразиться, стать неповторимой личностью с собственными интересами, вкусами, способностями.
Содержание образовательного процесса в нашем детском саду определяет основная образовательная программа: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и дополнительные парциальные программы и технологии:
— «Экологическое воспитание дошкольников» С.Н. Николаевой;
— «Цветные ладошки» И.А.Лыкова;
Основная образовательная программа МДОУ «Орлинский детский сад» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Детский сад использует фронтальные, индивидуальные, по подгруппам формы организации образовательного процесса, реализует принцип полифункционального использования помещений; устанавливает последовательность, продолжительность деятельности воспитанников, сбалансированность ее видов, исходя из условий содержания образовательных программ; устанавливает объем максимальной нагрузки во время занятий, учитывая состояние здоровья воспитанников, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах, утвержденными письмом Минобразования РФ от 14.06.2000г. № 65/23-16 и другими нормативными документами.
Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, педагогический коллектив основной целью своей работы видит в создании условий каждому ребенку для своевременного и полноценного психического развития, развития его личностных качеств и творческих способностей, обеспечение детям возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Деятельность МДОУ «Орлинский детский сад» в 2012 - 2013 учебном году была направлена на достижение поставленной цели и решение следующих задач:
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.
Задачи:
* Совершенствовать работу по оздоровлению детей через осуществление единого подхода в обучении детей здоровому образу жизни, формирование культурно-гигиенических навыков.
* Развитие диалогической речи детей через формирование умения общения со сверстниками и организацию личностно - ориентированных развивающих занятий с детьми.
* Формировать творческую личность ребёнка через различные виды детской деятельности в зависимости от творческого потенциала педагога, здоровья и способностей ребёнка и запросов родителей.
Для реализации задачи №1 работа велась в следующих направлениях:
Реализация оздоровительной деятельности МДОУ «Орлинский детский сад»- это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей
Контроль санитарно-гигиенических условий в ДОУ осуществляется по СанПиН 2.4.1.124903 (далее – СанПиН) комиссией в составе: медицинской сестры, инспектора по охране труда, начальника по хозяйственной части и отражается в актах проверок.
Для реализации задачи были проведены следующие мероприятия:
• Доклад «Использование игровых методов в здоровьесберегающих технологиях в физкультурно-оздоровительной работе»;
• педагогический совет по теме «Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»;
• тематический контроль «О состоянии условий проведения закаливающих мероприятий»;
• смотр – конкурс уголков двигательной активности и уголков для родителей;
• консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
диагностика;
• контроль за здоровьем и физическим развитием детей.
Ежемесячно на совещании при заведующем рассматривались вопросы о заболеваемости детей и работе по формированию ЗОЖ. В рамках оперативного и тематического контроля по физкультурно-оздоровительной работе изучалась документация педагогов: календарное и перспективное планирование, журналы инструктажей, тетради приёма детей.
Педагогами проводились физкультурные занятия, режимные моменты, закаливающие мероприятия. Во время проведения закаливающих мероприятий педагоги Цуцурова Т.С., Зубкова Д.В., Пачина Е.В. использовали ТСО, игровые ситуации. Кусик Т.А., Новикова О.В проводили закаливающие мероприятия с применением дыхательной и пальчиковой гимнастики. Во время проведения спортивных досугов, развлечений все игровые технологии педагогами были подобраны с учётом возрастных особенностей детей. Интересные игры и соревнования были проведены педагогами: Масловой О.В. и Строчиловой Т.Я. (развлечение «Будь здоров!»), Цуцуровой Т.С ., Пачиной Е.В. (соревновательные игры), Кусик Т.А.. и Заводчиковой Т.И. (народные подвижные игры).
К решению вопроса по сохранению и укреплению здоровья детей были привлечены родители. При их активном участии прошёл спортивный праздник в старшей группе. Были продуманы соревновательные и сюрпризные моменты, игровые задания, участие родителей. Во всех возрастных группах прошли родительские собрания по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Родителям были предложено посмотреть и применить на практике такие здоровьесберегающие технологии как: дыхательная гимнастика, релаксация, игровые упражнения на напряжение и расслабление мышц, игровая гимнастика и т.д.
Творческой группой проведены смотры уголков двигательной активности для детей и информационных уголков по здоровьесбережению для родителей. Педагоги групп продумали месторасположение уголков двигательной активности, привлекли родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования. Родительские уголки были пополнены консультациями, рекомендациями педагогов и специалистов МДОУ, буклетами по здоровьесбережению, картотеками игр для проведения их на прогулках.
Свой педагогический уровень повысили педагоги через проведение педсовета. Педагоги готовили выступления, знакомились с новыми здоровьесберегающими технологиями, учились применять их на практике, делились опытом работы, обменивались мнением, высказывали свою точку зрения.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа педагогов по укреплению и сохранению здоровья детей на протяжении учебного года велась планомерно, систематично, целенаправленно. Но для повышения качества воспитания и образования воспитанников, формирование у них здорового образа жизни необходимо вести пропаганду среди родителей по применению физических упражнений и закаливающих мероприятий не только в детском саду, но и дома.
Для реализации задачи №2 работа велась в следующих направлениях:
педсовет №3 «Развитие диалогической речи детей через формирование умения общения со сверстниками и организацию личностно - ориентированных развивающих занятий с детьми»;
• деловая игра «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»;
• круглый стол «Организация и использование среды как фактора развития речи детей»;
• сообщение «Интегрированные занятия по развитию речи в детском саду»;
• «Использование фольклора и произведений народно-прикладного искусства для развития речи детей раннего возраста».
В ДОУ созданы необходимые условия для развития речевой активности, удовлетворения потребности в речевом общении. В группах созданы условия для развития речи детей, имеется методический материал, дидактические игры, наглядный материал, активизирующий речевую деятельность детей. Коррекционно-речевые уголки и речевые полочки организованы с учетом требований СанПиН, доступны для детей.
В 2012-2013 учебном году значительно пополнились пособиями коррекционно-речевые уголки младшей и средней групп (педагоги Цуцурова Т.С., Маслова О.В.).
С целью проверки работы по развитию диалогической речи на занятиях был проведён тематический контроль. Педагоги проводили занятия с учётом требований возрастных особенностей детей, обеспечивали определенную длительность занятий и смену видов деятельности, содержательно и методически грамотно подходили к проведению занятий. Обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребёнку. Высокое качество занятий показали воспитатели средней и старшей групп Цуцурова Т.С.(развитие речи «Одежда») , Пачина Е.В.(ознакомление с художественной литературой «Чтение сказки Бажова «Серебряное копытце»»). Отмечен профессионализм воспитателей, творческий подход к планированию и организации занятий при подготовке к занятиям, продуктивность методических приёмов, использование игровых технологий, активность детей на занятии.
Хорошее качество занятий по развитию речи показали: Кусик Т.А.(математика «Веселый счет»), Зубкова О.В. (развитие речи «Приключение в комнате»), Новикова О.В.(ознакомление с окружающим «Комнатные растения»), Сторочилова Т.Я.(ознакомление с окружающим «Времена года»). Педагоги использовали на занятиях игровые приёмы, приёмы активизирующие внимание детей, игры и упражнения на развитие диалогической речи детей .
Проверка показала, что работа по развитию речи ведётся целенаправленно. Воспитатели используют все виды наглядности, игровые приёмы, сюрпризные моменты, проблемные ситуации. Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер. Работа над расширением словаря ведётся на каждом занятии.
В ходе оперативного контроля над организацией работы по развитию диалогической речи отмечено, что педагоги много внимания уделяют индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Ежедневно в течение дня проводятся пальчиковые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового восприятия.
Для реализации задачи №3 работа велась в следующих направлениях:
Педсовет № 4 «Формировать творческую личность ребёнка через различные виды детской деятельности в зависимости от творческого потенциала педагога, здоровья и способностей ребёнка и запросов родителей»
• Деловая игра «Педагогическое мастерство»
• Сообщение «Организация занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Выбор изобразительного материала»
• «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх»
• «Живая бумага» консультация
• Мастер-класс «Живая бумага»
Для более успешного решения задач художественно-эстетического воспитания в группах создана соответствующая творческая среда, которая побуждает каждого ребенка взаимодействовать с различными ее элементами в соответствии своих интересов и способностей, в естественной обстановке. В каждой группе имеются «Полочки красоты», музыкальный уголок, необходимые атрибуты для проведения театрализованных игр (различные виды театров, ширмы, уголки ряженья, шапки-маски и др.). С целью более полного оснащения уголков творчества в ДОУ периодически проводится смотр-конкурс на лучший уголок творчества, где все возрастные группы принимают активное участие. В группах есть магнитофоны с набором дисков, в музыкальном кабинете имеются различные музыкальные инструменты, музыкальный центр с набором дисков для прослушивания народной и классической музыки, имеется костюмерная театральных костюмов к различным постановкам. В старшие группе имеется уголки для художественного труда.
Для того чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в процесс воспитания и продуктивную деятельность, педагоги используют разнообразные способы: сказочные повествования, игровые ситуации, ролевые игры, игры импровизации. Все это создает предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленных задач.
В игровой форме проводят занятия, при этом использую не традиционные методы в рисовании, аппликации. При выполнении работ предлагают на выбор ребят разнообразные материалы в соответствии с темой занятия. В групповых комнатах расположены зоны творчества детей, в которых для развития творческих способностей имеется разнообразный материал (карандаши, трафареты, акварель, восковые мелки, гуашь, фломастеры и пр.) здесь же оформляются выставки русских художников, иллюстраторов. Для развития творчества и фантазии ребят воспитателями в уголке природы подобран природный материал для изготовления поделок. Для развития творческих способностей детей воспитатели проводят индивидуальную работу, как на занятиях, так и вне занятий. Дети разучивают танцы, играют на музыкальных инструментах. Каждый ребенок участвует в развлечениях, утренниках, инсценировках. При организации занятий используется разнообразный наглядный материал.
Хорошее качество занятий по развитию творческих потенциала показали: музыкальный руководитель Заводчикова Т.И. ( музыкальное занятие «Зима»), Цуцурова Т.С. (аппликация «Букет цветов»), Зубкова Д.В. (рисование «Украсим свитер»).
В ДОУ стало традицией проведение разнообразных досугов, праздни¬ков: «Рождественские встречи», «Колядки», «Милым мамам», «Пасхальная ярмарка», «Масленица» и т.д. Детскими работами постоянно украшается интерьер групп детского сада. Ежегодно проходят выставки рисунков «День защитника Отечества», «Моя любимая мамочка», «Как я провел лето», «Зимушка – зима».
Воспитатели приобрели знания о творческом воспитании детей средствами художественного труда, используя разнообразные современные техники и нетрадиционные материалы (бумагопластика, тестопластика, квилинг, коллаж)
Все направлено на развитие художественного вкуса и эстетического восприятия дошкольников.
3.2.Результаты образовательного процесса.
Уровень и динамика продвижения детей в усвоении основной образовательной программы за 2012 – 2013 год:
Раздел
программы 2010-2011 учебный год 2011-2012 учебный год 2012-2013
учебный год
Развитие речи 81 % 89,45% 80%
Изобразительная деятельность 82% 99,48% 87,8%
Музыкальное воспитание 92,5% 95,1% 98%
ФЭМП
85,25% 100% 94,87%
Физическое развитие 97,2% 100% 92%
Итого в целом
по саду 87,6% 96,8% 90,53%
В отчетном году все основные разделы «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой): «Ребенок и окружающий мир», «Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальное воспитание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое воспитание» изучены в соответствии с учебным планом. Анализ итоговых занятий в группах, беседы с детьми, опросы, результаты диагностики уровня усвоения детьми программного материала по основным разделам программы, результаты диагностики физического развития и готовности детей подготовительных групп к обучению в школе, позволяют сделать оценку о соответствии знаний у детей требованиям основной программы, 90,53 % детей имеют высокий и средний уровень ее усвоения.
3.3. Взаимодействие с родителями.
Большая работа проводится с родителями. Проведены консультации: «Тренинг безопасности для родителей», «Подвижные игры на воздухе для родителей и детей 3-7 лет», «Выбираем ребенку книгу по душе и «по плечу»», «Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи», «Обучение дошкольника безопасному поведению».
Ежегодно в МДОУ проходят выставки совместного творчества педагогов, детей и родителей «Наряди елочку», «Мамочка любимая», «Веселая кормушка».
В 2012 году организован практикум для родителей - «Готовность детей к началу систематического обучения в школе».
Удовлетворенность родителей качеством дошкольных образовательных услуг.
В 2012-2013 учебном году родители приняли участие в ежегодном мониторинге изучения уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательными услугами, предоставляемыми нашим учреждением. Мониторинг осуществлялся методом анкетирования в соответствии с регламентом, разработанным на муниципальном уровне. Результаты анкетирования представлены в таблице
Уровень удовлетворенности Удовлетворены Не удовлетворены
Апрель
2012г.-2013г % 34чел. /91% 3 чел./ 9 %
В мониторинге приняли участие родители детей младших, средней, старшей групп.
Таким образом, полученные результаты показали, что контингент родителей неоднороден, имеет различные цели и ценности. Для успешного решения запросов родителей необходимо создать разнообразные сегменты образовательных услуг. Перечень предлагаемых образовательных услуг соответствует требованиям родителей
4.Инновационная деятельность в МДОУ
1.Педагоги учреждения активно внедряют метод исследовательской деятельности и метод проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает расширить образовательное пространство, эффективно развивать творческое и познавательное мышление. В ДОУ реализовались проекты: «Откуда пришел огурец», «Выращивание огурцов на подоконнике», «В защиту среды обитания», «Новая жизнь упаковки».
Воспитатели МДОУ успешно используют информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности с детьми, закрепляя знания по ФЭМП, развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, ПДД. Развивают воображение, логическое мышление, память, чувство цвета, интерес к творческой деятельности, мелкую моторику рук.
5. Результативность деятельности ДОУ
5.1 Результаты участия воспитанников в мероприятиях муниципального и областного уровня
2010-2011
Учебный год
РАЙОН «Пожарам заслон»- конкурс поделок.
РАЙОН «Почемучки» - конкурс исследовательских и творческих проектов.
РАЙОН - конкурс поделок из соленого теста, посвященный Дню космонавтики. «Космос глазами детей»
РАЙОН «Снежная королева» - конкурс ледовых фигур. 1 место.
РАЙОН «Каждому ребёнку нужна семья» - конкурс для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2011-2012 учебный год
РАЙОН «Умей-ка»- конкурс поделок к 100летию г.Свободного 2 место в номинации «Макет»
РАЙОН «Почемучки»- конкурс исследовательских и творческих проектов.
РАЙОН «Каждому ребенку нужна семья» - конкурс для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
МДОУ «Гжель» конкурс поделок
2012-2013
Учебный год
Район «В защиту среды обитания» экологический марафон. 3 место (среди школ)
Район «Сказки Красивого сердца» в рамках проекта «Я выбираю доброжелательность» 1 место- Пачина Лариса 6 лет.
Район «Наряди елочку» 2 место – Пустовалов Никита 5 лет.
Район «Зимушка-зима красотой радует» участие.
Район «Зеленая планета глазами детей»
Областной заочный конкурс детского творчества «Природа и мы» участие
Областной заочный конкурс детского творчества «Святые хранители семьи» участие
Региональный этап Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Пожарный-доброволец: вчера, сегодня, завтра» 1 место- Гончар Вероника 5 лет.
Район «Почемучки»- конкурс исследовательских и творческих проектов
Воспитанники МДОУ являются активными участниками всех районных мероприятий (конкурсы рисунков, плакатов, поделок).
5.2 Результативность деятельности педагогов.
В коллективе работают талантливые педагоги. Поэтому педагогический коллектив смело участвует в методической работе района. Педагоги ДОУ делятся опытом своей работы, участвуя в районных и областных конкурсах.
Высоким результатом творческой работы воспитателя Пачиной Е.В. стало 3 место в номинации «Сердце отдаю детям» в районом конкурсе «Учитель года - 2012».
Пачина Е.В. выдвинута на участие в Областном конкурсе «Воспитатель года - 2012».
7. Результаты проведенных внешних проверок МДОУ
За отчетный период проведены внешние проверки, результаты которых представлены в таблице:
№ п/п
Дата проведения Кто проводил проверку Проведенные мероприятия Результаты
1
30.03.2011г
Плановая проверка
Прокуратуры
Проверка Устава и других локальных актов на соответствие действующему законодательству.
Выдан Протест №719-2011г от 30.03.2011г. на Устав МДОУ
2
24.06.2011г
Плановая проверка
УНД ГУ МЧС России по Амурской области
Проверка территории, зданий, помещении МДОУ
Выдано предписание (штраф 4 тыс.)
3
28.06.2011г
Плановая выездная проверка РОСПОТРЕБНАДЗОР
Документарное обследование
Выдано постановление от 20.09.2011г о наложение административного взыскания юр.лицо МДОУ штраф 10 тыс.
4
24.08.2011г
Плановая проверка министерства Образования Амурской области
Проверка воспитательно-образовательного процесса МДОУ.
Справка без замечаний
5 19.03.2013г Плановая проверка Районного отдела по управлению образованием Документарное обследование документации по ведению контрольно-инспекционной деятельности
8. Представленный анализ результатов деятельности МДОУ «Орлинский детский сад» позволяет выявить следующие особенности его деятельности:
1. основной целью, желаемым результатом педагогического процесса, является развитие гармоничной, творческой личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
2. по главным показателям желаемого результата коллектив ДОУ добивается хороших показателей, свидетельствующих о всестороннем развитии детей;
3. отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей;
4. организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей. Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей;
5. созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне:
• коллектив объединён едиными целями и задачами стабилен - 3 педагогов работают в ДОУ со дня его открытия, работоспособный, т.е. опытный (5 педагога имеют стаж выше 10 лет) и одновременно перспективный (2 педагогов, стаж которых до 5 лет). Собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи;
• материально-техническое обеспечение ДОУ соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей.
Все выше изложенное позволяет заключить вывод о положительной динамике воспитательно-образовательного процесса. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности МДОУ «Орлинский детский сад» показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего успешного развития учреждения.
9.Основные направления ближайшего развития Учреждения
расширение спектра дополнительных (платных) образовательных услуг, реализующих право каждого ребенка на качественное и доступное образование;
повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ;
создание системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам формирования культуры здорового образа жизни
повышение эффективности управления в системе образования учреждения и развития общественного участия в нем; обновление и пополнение материально-технической базы