МДОУ "Орлинский детский сад"

Занятие в старшей группе "Мыши"

Программное содержание. Учить по комплексу признаков определять, к какой группе животных относятся мыши.Уточнить представления детей о до­мовой и лесной мышах — где живут, чем кормятся, кто на них охотится. Упражнять в использовании обобщенных представлений о домашних и диких животных.  Развивать умственные способности (умения анализировать, сравнивать, обоб­щать, рассуждать, делать выводы). Развивать интерес к сказке, же­лание слушать, инсценировать. Воспитывать любовь к животным.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Дикие животные», «Домашние животные»; дидактические игры «Чей малыш», «Чей домик»; беседы с детьми о домашних питомцах.

Материал. Игрушечная мышь или картинка с изображением мыши; фланелеграф; фигурки лисы и мышонка; модель под­земной части почвы — мышиная нора с двумя выходами на поверхность; карточки-модели с изображением признаков до­машних животных.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты.

Остренькие зубки. (Мыши)

Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мышах — до­мовой и лесной. (Показ картинки). Ребята, где живут эти мыши, чем питаются, чем отличаются друг от друга. Питаются сыром, зерном.

Дети:  Домовая мышь живет в жилище человека, а лесная  в природе.

Воспитатель (уточняет): Это разные мыши. Домовые мыши живут в домах, возле человека, чаше всего под полом или в сарае. Они ведут ночной образ жизни, питаются любой едой, которую находит в доме у человека: зерном, кру­пой, хлебом, сыром, салом, яйцами. Домовые мыши хорошо чувствуют разные запахи, легко лазают по перекладинам, про­грызают острыми зубами деревянный пол. Лесные мыши живут в лесу, в лесной подстилке, роют норки в земле, питаются семе­нами разных трав. В зимнее время они проделывают ходы в тол­ще снега, отыскивают на полях семена злаков, которые выра­щивает человек — пшеницы, ржи, овса, гречихи.

Воспитатель: И у домовых, и у лесных мы­шей есть свои враги — животные, которые за ними охотятся. Скажите, кто ловит лесных мышей?

Дети: Совы, лисы, хорьки.

Воспитатель: А кто охо­тится за домовой мышью?

Дети: Кошка

Воспитатель выставляет карточки-модели, обозначающие признаки домашних и диких живот­ных.

Воспитатель: Перед вами карточки, на которых изображены признаки домашних и диких животных. Где живут домашние животные?

Дети: Дома у человека. (карточка выкладывается слева.)

Воспитатель: Где живут дикие животные?

Дети: В лесу, поле, реке – в природе. (карточка выкладывается справа.)

Воспитатель: Кто строит дом для домашнего животного?

Дети: Человек. (карточка выкладывается слева.)

Воспитатель: Кто строит дом для дикого животного?

Дети: Сами животные. (карточка выкладывается справа.)

Воспитатель: Кто кормит и поит домашних животных?

Дети: Человек. (карточка выкладывается слева.)

Воспитатель: Кто кормит и поит диких животных?

Дети: Дикие животные сами находят себе еду и питье. (карточка выкладывается справа.)

Воспитатель (подводит итог и выкладывает последние карточки в соответствующие группы): Все домашние животные: живут вместе с че­ловеком и не боятся его; приносят ему пользу; хозяин забо­тится о них: кормит, поит, строит теплое жилище, ухаживает. По этим признакам можно узнать, домашнее это животное или нет.

А диких животных можно узнать по таким призна­кам: живут в природе, далеко от человека, боятся его; о них никто не заботится — они приспособлены сами находить пи­щу и летом, и зимой; строить себе убежище. По этим при­знакам можно определить, дикое это животное или нет.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем определить, к какой группе животных — домашних или ди­ких — относятся домовая мышь и лесная мышь. Сначала определимся  с лесной мышью.

Воспитатель приглашает ребенка определить, какое это животное — до­машнее или дикое, помогает строить объяснение с доказа­тельством, опираясь на обобщенные признаки. «Надо говорить так: я считаю, что лесная мышь — это такое-то животное, пото­му что... и назвать признаки, почему вы так считаете».

Ребенок: Лесная мышь – это дикое животное, потому что она живет в лесу, в природе, далеко от человека; о ней никто не заботится – она сама находит себе пищу летом и заготавливает запасы на зиму; мышь сама строит себе жилище – норку.

Воспита­тель следит за тем, чтобы были названы все признаки, и вывод был сделан на основе всего комплекса признаков.

Воспитатель: Теперь таким же способом разберемся с до­мовой мышью. Только предлагаю сначала сделать выводы отдельно по каждому признаку, а уже потом — общий вывод по всем признакам.

Дети выходят по одному и разбирают поочередно каждый признак:

1-й ребенок: Домовая мышь живет вместе с человеком, она живет в его доме — по этому признаку она должна относиться к домашним животным;

2-й ребенок: Домовая мышь боится человека, прячется от него, убега­ет — так ведут себя дикие животные;

3-й ребенок: Домовая мышь не приносит никакой пользы, а, наоборот приносит вред — портит и съедает продукты, грызет пол — зна­чит это не домашнее животное, а дикое;

4-й ребенок: О домовой мыши хозяин не заботится, а, наоборот, борет­ся с ней — заводит кошку, чтобы она ловила мышей в его до­ме, — значит это не домашнее животное, а дикое.

Воспитатель (вместе с детьми  делает общий вывод): «Домовая мышь, хотя и называется "домовая", но это совсем не домашнее животное, потому что боится человека, приносит ему вред; человек не заботится о ней, а борется, изгоняет. Зна­чит, это дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека. Вот как интересно: домовая мышь — не домаш­нее животное!»

Воспитатель ставит на фланелеграф модель почвы и норы мышонка, приглашает двух ребят и дает им фигурки: одному — мышку, другому — лису.

Воспитатель: Послушайте ко­роткую сказку Виталия Бианки «Лис и Мышонок»; а вы, ребята, - просит выбранных детей, - запомните слова сказки.

«— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

Землю копал.

Для чего землю копал?

Норку делал.

Для чего норку делал?

От тебя, Лис, прятаться.

Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

А у меня в норке спаленка.

Кушать захочешь — вылезешь!

А у меня в норке кладовочка.

Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

А я от тебя в отнорочек и тю-тю!»

Воспитатель: О каком мышонке — домовом или лесном — идет речь в сказке. А теперь давайте разыграем эту сказку.

Дети показывают сказку на фланелеграфе, как мышонок прячется в норке и как потом убегает в отнорочек (воспитатель подсказывает слова).

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете мыши вредные для человека животные?

Дети: Вредные. Мыши поедают посевы на полях, портят продукты и вещи в домах у людей, разносят болезни.

Воспитатель: Для борьбы с домовыми мышами люди заводят кошек, а надо ли уничтожать лесных мышей?

Дети: Нет. Лесные мыши сами являются пищей для других лесных зверей. Если уничтожить мышей, то станет погибнут лисы, совы, и другие хищники, которые питаются мышами.

Воспитатель (делает вывод): Всех животных надо беречь, так как в природе все взаимосвязано. Если исчезнут одни животные или растения, то вслед за ними начнут исчезать с Земли и другие животные и растения. Наша планета станет пустынной и безжизненной.

Литература:

- «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников», С.Н.Николаева, 2010 г.

- Программа воспитания и бучения в детском саду, под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2010 г.


18 декабря 2012 в 02:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.