МДОУ "Орлинский детский сад"
Занятие в старшей группе "Мыши"Программное содержание. Учить по комплексу признаков определять, к какой группе животных относятся мыши.Уточнить представления детей о домовой и лесной мышах — где живут, чем кормятся, кто на них охотится. Упражнять в использовании обобщенных представлений о домашних и диких животных. Развивать умственные способности (умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать выводы). Развивать интерес к сказке, желание слушать, инсценировать. Воспитывать любовь к животным. Предварительная работа: Рассматривание альбомов «Дикие животные», «Домашние животные»; дидактические игры «Чей малыш», «Чей домик»; беседы с детьми о домашних питомцах. Материал. Игрушечная мышь или картинка с изображением мыши; фланелеграф; фигурки лисы и мышонка; модель подземной части почвы — мышиная нора с двумя выходами на поверхность; карточки-модели с изображением признаков домашних животных. Ход занятия Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты. Остренькие зубки. (Мыши) Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мышах — домовой и лесной. (Показ картинки). Ребята, где живут эти мыши, чем питаются, чем отличаются друг от друга. Питаются сыром, зерном. Дети: Домовая мышь живет в жилище человека, а лесная в природе. Воспитатель (уточняет): Это разные мыши. Домовые мыши живут в домах, возле человека, чаше всего под полом или в сарае. Они ведут ночной образ жизни, питаются любой едой, которую находит в доме у человека: зерном, крупой, хлебом, сыром, салом, яйцами. Домовые мыши хорошо чувствуют разные запахи, легко лазают по перекладинам, прогрызают острыми зубами деревянный пол. Лесные мыши живут в лесу, в лесной подстилке, роют норки в земле, питаются семенами разных трав. В зимнее время они проделывают ходы в толще снега, отыскивают на полях семена злаков, которые выращивает человек — пшеницы, ржи, овса, гречихи. Воспитатель: И у домовых, и у лесных мышей есть свои враги — животные, которые за ними охотятся. Скажите, кто ловит лесных мышей? Дети: Совы, лисы, хорьки. Воспитатель: А кто охотится за домовой мышью? Дети: Кошка Воспитатель выставляет карточки-модели, обозначающие признаки домашних и диких животных. Воспитатель: Перед вами карточки, на которых изображены признаки домашних и диких животных. Где живут домашние животные? Дети: Дома у человека. (карточка выкладывается слева.) Воспитатель: Где живут дикие животные? Дети: В лесу, поле, реке – в природе. (карточка выкладывается справа.) Воспитатель: Кто строит дом для домашнего животного? Дети: Человек. (карточка выкладывается слева.) Воспитатель: Кто строит дом для дикого животного? Дети: Сами животные. (карточка выкладывается справа.) Воспитатель: Кто кормит и поит домашних животных? Дети: Человек. (карточка выкладывается слева.) Воспитатель: Кто кормит и поит диких животных? Дети: Дикие животные сами находят себе еду и питье. (карточка выкладывается справа.) Воспитатель (подводит итог и выкладывает последние карточки в соответствующие группы): Все домашние животные: живут вместе с человеком и не боятся его; приносят ему пользу; хозяин заботится о них: кормит, поит, строит теплое жилище, ухаживает. По этим признакам можно узнать, домашнее это животное или нет. А диких животных можно узнать по таким признакам: живут в природе, далеко от человека, боятся его; о них никто не заботится — они приспособлены сами находить пищу и летом, и зимой; строить себе убежище. По этим признакам можно определить, дикое это животное или нет. Воспитатель: А теперь давайте попробуем определить, к какой группе животных — домашних или диких — относятся домовая мышь и лесная мышь. Сначала определимся с лесной мышью. Воспитатель приглашает ребенка определить, какое это животное — домашнее или дикое, помогает строить объяснение с доказательством, опираясь на обобщенные признаки. «Надо говорить так: я считаю, что лесная мышь — это такое-то животное, потому что... и назвать признаки, почему вы так считаете». Ребенок: Лесная мышь – это дикое животное, потому что она живет в лесу, в природе, далеко от человека; о ней никто не заботится – она сама находит себе пищу летом и заготавливает запасы на зиму; мышь сама строит себе жилище – норку. Воспитатель следит за тем, чтобы были названы все признаки, и вывод был сделан на основе всего комплекса признаков. Воспитатель: Теперь таким же способом разберемся с домовой мышью. Только предлагаю сначала сделать выводы отдельно по каждому признаку, а уже потом — общий вывод по всем признакам. Дети выходят по одному и разбирают поочередно каждый признак: 1-й ребенок: Домовая мышь живет вместе с человеком, она живет в его доме — по этому признаку она должна относиться к домашним животным; 2-й ребенок: Домовая мышь боится человека, прячется от него, убегает — так ведут себя дикие животные; 3-й ребенок: Домовая мышь не приносит никакой пользы, а, наоборот приносит вред — портит и съедает продукты, грызет пол — значит это не домашнее животное, а дикое; 4-й ребенок: О домовой мыши хозяин не заботится, а, наоборот, борется с ней — заводит кошку, чтобы она ловила мышей в его доме, — значит это не домашнее животное, а дикое. Воспитатель (вместе с детьми делает общий вывод): «Домовая мышь, хотя и называется "домовая", но это совсем не домашнее животное, потому что боится человека, приносит ему вред; человек не заботится о ней, а борется, изгоняет. Значит, это дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека. Вот как интересно: домовая мышь — не домашнее животное!» Воспитатель ставит на фланелеграф модель почвы и норы мышонка, приглашает двух ребят и дает им фигурки: одному — мышку, другому — лису. Воспитатель: Послушайте короткую сказку Виталия Бианки «Лис и Мышонок»; а вы, ребята, - просит выбранных детей, - запомните слова сказки. «— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? Землю копал. Для чего землю копал? Норку делал. Для чего норку делал? От тебя, Лис, прятаться. Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! А у меня в норке спаленка. Кушать захочешь — вылезешь! А у меня в норке кладовочка. Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою. А я от тебя в отнорочек и тю-тю!» Воспитатель: О каком мышонке — домовом или лесном — идет речь в сказке. А теперь давайте разыграем эту сказку. Дети показывают сказку на фланелеграфе, как мышонок прячется в норке и как потом убегает в отнорочек (воспитатель подсказывает слова).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете мыши вредные для человека животные? Дети: Вредные. Мыши поедают посевы на полях, портят продукты и вещи в домах у людей, разносят болезни. Воспитатель: Для борьбы с домовыми мышами люди заводят кошек, а надо ли уничтожать лесных мышей? Дети: Нет. Лесные мыши сами являются пищей для других лесных зверей. Если уничтожить мышей, то станет погибнут лисы, совы, и другие хищники, которые питаются мышами. Воспитатель (делает вывод): Всех животных надо беречь, так как в природе все взаимосвязано. Если исчезнут одни животные или растения, то вслед за ними начнут исчезать с Земли и другие животные и растения. Наша планета станет пустынной и безжизненной. Литература: - «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников», С.Н.Николаева, 2010 г. - Программа воспитания и бучения в детском саду, под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2010 г.
18 декабря 2012 в 02:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.