МДОУ "Орлинский детский сад"

занятие для старшей группы "В гости к хозяйке леса"

Экологическое занятие в старшей группе

«В гости к хозяйке леса»

(занятие-экскурсия в середине осени)

Программное содержание: Помочь детям увидеть и понять, как природа готовиться к зиме, пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений. Выявить роль человека в природе. Помочь понять отличия хвойных деревьев от лиственных и специфику их приспособления к неблагоприятным условиям зимой. Закреплять у детей знания о фенологических изменениях в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение литературы о сезонных изменениях
в природе «Приключения бельчонка Кисточки», В.Бианки «Паучок-пилот». Дидактические игры «Времена года», «С чьей ветки детки?», наблюдения на прогулках за изменениями в живой и неживой природе.

Материалы: корзина, лопатки, грабельки, лупа, кормушка, зерно.

Ходэкскурсии

Дети вместе с воспитателем входят в парк. Им навстречу по дорожке идет Хозяйка Леса.

Хозяйка Леса. Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?

Воспитатель. Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Владимировна. А это дети из детского сада.

Хозяйка Леса. Пускай они сами скажут, откуда они. Из какой вы группы?

Дети: Старшая группа детского сада!

Хозяйка леса: Зачем вы сюда пришли? А вы умеете правильно вести себя на природе?

Дети: Умеем.

Хозяйка Леса. Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать.

Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?

Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву и т.п. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами.

Хозяйка Леса. Разве человек делает только плохое? Посмотрите еще раз вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?

Дети опять осматривают местность и отмечают положительные деяния человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы и т.п. Чем больше признаков укажут дети, тем лучше.


Хозяйка Леса. Каким же я должна считать человека: хорошим или плохим?

Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.

Хозяйка Леса. А вы какие?

Дети: Хорошие.

Хозяйка Леса. Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву ломать ветки деревьев?

Дети: Не будем.

Хозяйка Леса. Я, дети, очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь другой ее обидел. Не обидите?

Дети: Нет! Не обидим.

Хозяйка Леса. Тогда милости прошу в мой дом.

Дети идут по дорожке вместе с Хозяйкой Леса и воспитателем.

Воспитатель. Хозяйка Леса, ты говоришь, что любишь природу бережешь ее, а почему у тебя все умерло? Трава засохла, деревья стоят бе: листьев. Кругом голо.

Хозяйка Леса. Я не убила, а, напротив, сохранила все растения. Ребята хотите посмотреть, как я это сделала? Пойдемте за мной. Давайте вначале посмотрим на траву. Как она выглядит? Дети: Трава сухая.

Хозяйка Леса. А вы посмотрите внимательно на землю.

Дети рассматривают траву и видят у самой поверхности почвы пробивающуюся молодую травку. Раскопав почву, находят корневища с почками. На земле и сухих стеблях много семян. Их не трудно увидеть, несмотря на мелкие размеры и непривычность внешнего вида. Хозяйка Леса старается, чтобы дети увидели, как можно больше видов травянисты: растений и нашли у них семена. Много семян лежит и под деревьями.

Хозяйка Леса (обобщая проделанную работу). Ребята, вы догадались как я сохраняю растения зимой?

Дети: Зеленые листья все равно зимой замерзнут, поэтому Хозяйка Лес; правильно сделала, что высушила их. Зато в почве останутся семена, почки корневища. Они не погибнут и на следующий год дадут новые растения.

Воспитатель. Но семена и почки тоже могут замерзнуть. Как ты их сохранишь?

Хозяйка Леса Вы догадались, как я это сделаю?

Дети: Укроешь снегом.

Воспитатель. Маленькую травку и мелкие семена легко укрыть. А что< ты будешь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.

Хозяйка Леса Вы догадались, как я сохраню деревья?


Дети: Снегом укрываешь только корни. Если на листьях будет много снега, то ветки сломаются. Поэтому листья все опадают. Деревья засыпают на всю зиму.

Хозяйка Леса. Это еще не все. Я сохраню и молодые листочки. Посмотрите на веточки. Чем они отличаются от палочек?

Дети: На веточках есть почки, а на палочках их нет.

Хозяйка Леса. Разорвите по одной почке и рассмотрите их.

Дети выполняют эти действия, рассматривают почки и приходят к выводу, что почки это туго свернутые маленькие листочки.

Хозяйка Леса. Чтобы маленькие листочки не замерзли зимой, я их завернула в одеялко — коричневые чешуйки, а края склеила клеем. Тогда даже сильный зимний ветер чешуйки не развернет.

Воспитатель. Хозяйка Леса, ты говорила, что сняла на зиму все листья с деревьев, а что это там зеленеет? (Показывает на ель.) Времени не хватило? Ты еще снимешь эти листья?

Хозяйка Леса. Ну что же, давайте разберемся. Ребята, буду я убирать листья с этого дерева?

Дети: Нет.

Хозяйка Леса. Почему?

Дети: На хвоинках задерживается меньше снега, ветер свободно про­никает между иголками и не ломает дерева.

Хозяйка Леса. Кроме того, хвоинки покрыты смолистым веществом; оно предохраняет от холода. У этого дерева листья превратились в иголки и на­зываются хвоинками. Поэтому все деревья называются хвойными. А вот еще хвойное дерево. (Хозяйка Леса обращает внимание детей на сосну.) Посмотрите, чем они отличаются друг от друга.

Дети: У сосны внизу ствола веток нет, иголки длинные. У ели ветки растут снизу доверху, иголки короткие.

Хозяйка Леса. Эти деревья никогда не цветут и не дают плодов. У них вместо цветов и плодов образуются шишки. Посмотрите, одинаковы ли по форме шишки двух наших деревьев?

Дети: сосновые шишки круглые, еловые - продолговатые.

Хозяйка Леса. А в шишках есть семена. Найдите раскрывшиеся шишки, оторвите чешуйки (это можно делать, так как они все равно опали) и поищите семена.

Дети ищут семена.

Хозяйка Леса. Ребята, давайте пойдем по этой дорожке; вы будете называть каждое дерево, которое встретится нам на пути. Если вы какого-нибудь названия не знаете, я подскажу.

Дети доходят до лиственницы.


Воспитатель (указывая на лиственницу) Никак не пойму, что это за дерево: хвойное или нет. Шишки есть, а листья отсутствуют.

Хозяйка Леса. Ребята, попробуйте сами найти ответ на этот вопрос.

Дети внимательно рассматривают почву под деревом и обнаруживают много опавшей хвои.

Хозяйка Леса. Что летом было на ветках: листья или хвоя?

Дети: На земле много опавшей хвои. Значит дерево хвойное.

Хозяйка Леса. Это дерево называется лиственницей. У нее листья очень нежные, не пропитаны смолой, поэтому приходится их на зиму снимать. Ребята, я хочу сделать вам подарок. Соберите шишки разных хвойных деревьев, а потом сделайте из них поделки. Выбирайте только самые красивые, целые. Одновременно смотрите, есть ли между чешуйками семена.

Дети собирают шишки в заранее принесенную корзину. Набрав нужное количество природного материала, они направляются в обратный путь. Хозяйка Леса провожает гостей.

По дороге происходит следующий разговор.

Воспитатель. Что-то я птиц не слышу. Ты их тоже куда-то спрятала?

Хозяйка Леса. Ребята, кто знает, куда я их отправила?

Дети: В теплые края.

Хозяйка Леса. Всех ли я переправила в теплые края?

Дети: Только перелетных.

Хозяйка Леса. Можете ли вы сообразить, почему одни улетели, а другие остались?

Дети: Улетели птицы, которым нечем питаться. Так как зимой нет насекомых, то улетели насекомоядные.

Хозяйка Леса. Но и тем, кто остался, не будет легко зимой. Ребята, вы будете помогать мне - подкармливать птиц зимой? Без еды они не только голодают, но и замерзают.

Дети: будем.

Хозяйка Леса. А что вы будете для этого делать?

Дети: Повесим кормушку и будем подкармливать птиц всю зиму хлебными крошками, пшеном, семечками, зерном.

Воспитатель. Спасибо тебе, Хозяйка Леса, за твой рассказ, за то, что показала нам свое богатое хозяйство.

Хозяйка Леса. Пожалуйста. Я рада, что у природы появились новые друзья. Ваши дети на самом деле умеют вести себя на природе. Буду рада встретить вас снова — и весной и летом. Приходите опять.

Дети тоже благодарят Хозяйку Леса, прощаются с ней. Воспитатель  уводит детей и по дороге домой интересуется, понравились ли им экскурсия и Хозяйка Леса.


Литература:

-  «Окружающий мир», М.П.Костюченко, 2012 г.

-  «Мир растений», А.И.Иванова, 2010 г.

18 декабря 2012 в 02:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.