МДОУ "Орлинский детский сад"

"Детская гиперактивность" консультация для воспитателей

 


Подготовила  воспитатель

ПАЧИНА  ЕКАТЕРИНА  ВЛАДИМИРОВНА


ДЕТСКАЯ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: ПРИЧИНЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Большинство исследователей отмеча­ют три основных блока проявления  СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шев­ченко, Н.Н. Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной ак­тивностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движе­ниями, которых ребенок часто вовсе не за­мечает. Для детей, страдающих СДВГ, ха­рактерна чрезмерная болтливость, неспо­собность усидеть на месте, меньшая - по норме - продолжительность сна. В двига­тельной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформирован­ность мелкой моторики (неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, ис­пользовать ножницы и иголку; несформи­рованность почерка). Современные иссле­дования показали: двигательная актив­ность детей с СДВГ по сравнению с други­ми выше (даже во сне). В чем может про­являться дефицит внимания? В труднос­тях его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвле­каемости с частыми пере­ключениями с одного заня­тия на другое. Непоследова­тельность в поведении, забыв­чивость, неумение слушать и сосредото­читься, частая потеря личных вещей - вот как можно характеризовать таких детей. К тому же они старательно избегают зада­ний, требующих длительных умственных усилий. Что касается импульсивности: ре­бенок часто действует, не подумав, переби­вает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не уме­ет регулировать свои действия и подчи­няться правилам, не умеет ждать, часто по­вышает голос, эмоционально лабилен (ча­сто меняется настроение).

Примечательно, что внешние проявле­ния СДВГ с возрастом могут меняться. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и де­фицит внимания сохраняются.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению труд­ностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются за­держки на 1,5-1,7 года. К этой характерис­тике добавьте слабое развитие тонкой мо­торной координации; беспорядочные, не­ловкие движения; постоянную внешнюю «болтовню», указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психо­эмоциональную устойчивость при неуда­чах; низкую самооценку; упрямство, лжи­вость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель за­щитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей  цикличность:  продуктивно  они могут работать 5-15 ми­нут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается. Гиперактивный ребенок имеет как бы мерцаю­щее сознание, может «впадать» и «выпа­дать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недоста­точном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы со­хранить концентрацию внимания, он при­меняет адаптивную стратегию: активизи­рует центры равновесия при помощи дви­гательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ по­казал два всплеска проявления активнос­ти. Первый отмечается в 5-7 лет и прихо­дится на период подготовки к школе, вто­рой - в возрасте 12-15 лет (период полово­го созревания). Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены. На современном эта­пе доминируют три группы причин разви­тия: повреждение центральной нервной си­стемы во время беременности и родов; ге­нетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского пло­да к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможно­стей по сравнению с мальчиками. Характер­ные проявления генетического фактора про­слеживаются в нескольких поколениях од­ной семьи, значительно чаще среди родст­венников мужского пола. Влияние биологи­ческих факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, осо­бенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности име­ют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны со­блюдаться определенные условия: обеспе­чение эмоционально нейтрального воспи­тания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медика­ментозная поддержка; разработка инди­видуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Практические рекомендации воспитателям. В про­грамму работы нужно обязательно вклю­чить поведенческий аспект. Речь идет:

- об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку;

- о проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании.

Воспитатель должен подвести родите­лей к тому, что:

а) поступки ребенка не умышленны; не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов «нет», «нельзя» и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обяза­тельно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; ис­пользовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций;

б) в семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка;

в) ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности
большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению само­контроля и нарастанию гиперактивности;

г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание - только не физическое! - за плохое поведение.

Разумнее, чтобы малыш спокойно поси­дел в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте, но не лишался прогулки или еды. Порог чув­ствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, од­нако чувствительны к поощрениям.

В детях необходимо воспитывать навы­ки управления гневом и агрессией; посте­пенно согласованно расширять обязаннос­ти, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помо­гать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Желательно, чтобы взрослые поняли, что:

- вслед за понесенным наказанием ре­бенку необходимо позитивное эмоцио­нальное подкрепление, знаки приятия и прощения. В коррекции его поведения большую роль играет методика «позитив­ной модели», суть которой – поощрение желательного поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие ус­пеха - понимание проблем ребенка;

- невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исче­зают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и
во взрослой жизни;

- синдром дефицита внимания и гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции:
психологической, медицинской, педагогической.  Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

В условиях детского сада  педагог  должен опираться на когни­тивное развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду?

Во-первых, следует изучить пси­хологические особенности детей с СДВГ;

• строить работу с гиперактивным ребен­ком индивидуально. Он всегда должен на­ходиться перед глазами воспитателя;

• изменить режим занятий с включени­ем физкультминуток;

• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;

• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;

• чаще хвалить;

• ввести постоянный режим дня;

•  избегать завышенных или занижен­ных требований;

•  использовать на занятиях элементы игры и соревнования;

•  давать задания в соответствии с воз­можностями ребенка;

•  большие задания разбивать на после­довательные части, контролируя каждое;

•  создавать ситуации, в которых гипер­активный ребенок может показать свои сильные стороны;

•  игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;

•  строить процесс воспитания на поло­жительных эмоциях;

•  помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элимина­ции (удаление, исчезновение) агрессии;

•  терпеливо обучать необходимым со­циальным нормам и навыкам общения;

•  профессионально регулировать взаи­моотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родите­лям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последова­тельного к нему отношения.

Что следует помнить? Гиперактивность - это не по­веденческая проблема, не ре­зультат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть постав­лен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, автори­тарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизио­логические проблемы, справиться с кото­рыми он самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде по­стоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведе­ния ребенка, а скорее ухудшат его.

Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и пе­дагогических методов, один из которых - упражнения.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

И САМОКОНТРОЛЯ

Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели дея­тельности (что сделать),  программы деятельности (как сделать), значимых усло­вий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (само­контроль). В первое время можно исполь­зовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптималь­ны для развития произвольности подроб­ные инструкции, подразумевающие посте­пенное формирование способности к пост­роению собственной программы.

«Черепаха». У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепа­шек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сиг­нал, по которому все участники останавли­ваются. Побеждает тот, кто оказался по­следним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

«Кричалки-шепталки-молчалки». Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного кар­тона: красного, желтого, синего Когда ведущий поднимает красную ладонь - «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигать­ся и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спо­койная музыка.

«Говори!». Воспитатель задает вопро­сы, дети отвечают только тогда, когда дает­ся команда: «Говори!».

«Царевна Несмеяна». Один изучаст­ников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ре­бенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигры­вает тот, кто дольше других сумел продер­жаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Ца­ревны Несмеяны.

«Шалуны». Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предла­гает детям пошалить: бегать, прыгать, ку­выркаться. По второму сигналу все шалос­ти прекращаются. Упражнение повторяет­ся несколько раз.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ

АГРЕССИВНОСТИ

И ИМПУЛЬСИВНОСТИ

«Крик в пустыне». Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигна­лу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

«Каратист». Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физ­культурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратис­та», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».

«Рубка дров». Каж­дый участник, выпол­няя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изобража­ет действия: ставит чур­ку на пень, высоко под­нимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся­кий раз, опуская топор, он должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ

НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ

ВНИМАНИЯ

 «Кто летает?»-. Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети под­нимают руки, если не летает - руки опу­щены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце иг­ры, выполнив какое-либо задание.

«Чужие колени». Дети, сидя на стуль­ях, образуют тесный круг. Каждый участ­ник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим ус­ловием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям сосе­дей последовательно, не обгоняя друг дру­га. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих ко­ленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение тре­бует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, уча­стник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

«Сантики-фантики-лимпопо». Доб­роволец выходит за дверь. Его задача - угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого на­чинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участ­ники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».

Примечание. Лучше, если дети будут по­вторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разга­данный» ведущий выходит за дверь.

«Запаздывающие движения». Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выпол­няет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спи­ной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второ­го игрока. И т.д.

Когда первое движение ведущего дохо­дит до последнего играющего, ведущий меняется.

«Считалочки-бормоталочки». По просьбе воспитателя дети повторяют фра­зу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во вто­рой раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопро­вождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим об­разом:

Вариант 1

1.Идет - бычок - качается.

2.Идет - бычок - хлопок.

3.Идет - хлопок - хлопок.

4.Хлопок - хлопок - хлопок.

 

Вариант 2

1.Ехал - грека - через - реку.

2.Ехал - грека - через - хлопок.

3.Ехал - грека - хлопок - хлопок.

4.Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

5.Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 3

1.Подарил - утенку - ежик - пару — ко­жаных - сапожек.

2.Подарил - утенку - ежик – пару -  кожаных - хлопок.

3.Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.

4.Подарил - утенку – ежик - хлопок - хлопок -  хлопок.

5.Подарил - утенку – хлопок -  хлопок - хлопок.хлопок.

6.Подарил - хлопок - хлопок - хлопокхлопок - хлопок.

7.Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

«Костер».Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жар­ко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «ко­стру», по команде «Ой, какой большой кос­тер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.

 

УПРАЖНЕНИЯ. НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ

Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последова­тельно зачеркивать заранее заданные бук­вы, например «к» и «р».

а с ч к л ь д р к б ю ж х р ь о а у й ч б ъ х з р с я р б ю ж ш щ з е м а в ч ц б р т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м к в у ф р н к р т ч ы з э ю р к и м р е к у ы р ь б дт  ю х з к р т в с ч к и т ь б ж з щ р о к т ь д з р ь н к м а с б л д ж ю р к а м и ь б ю д ж щ г н  к п т т р а с м ж э з ь  р т и м к в с а к р т ь о р к м и т ь б л р к р а к л ш о р ы ц ф р к м и т ь о р н е.

18 декабря 2012 в 03:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.