МДОУ "Орлинский детский сад"

Коммуникативные игры как средство формирования гуманных отношений в группе. консультация для воспитателей

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА  ВОСПИТАТЕЛЬ

ПАЧИНА  ЕКАТЕРИНА  ВЛАДИМИРОВНА

 

 

 

 

 


Как показали последние социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «Нравственное развитие», нацеленный на формирование этих качеств в ребенке. Наиболее распространенными стратегиями нравственного воспитания являются объ­яснение, чтение литературы, приведение положительных примеров, поощ­рение правильных и осуждение неправильных действий детей. С помощью этих методов у ребенка формируются моральные суждения и представления. Однако правильные моральные суждения и оценки ребенка далеко не всегда вызывают соответствующее поведение. Так, прекрасно понимая, что помо­гать и делиться — хорошо, в реальной ситуации ребенок может действовать исключительно «в свою пользу» и никогда не уступать другому. Это проис­ходит потому, что он действует не в соответствии со своими представлени­ями, а на основе чувственных впечатлений и непосредственного опыта.

Главной задачей нравственного воспитания маленьких детей явля­ется развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приоб­ретение детьми знания о правильном поведении.

Иотечественная, и зарубежная педагогика предлагает как основной метод воспитания этих чувств осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собствен­ных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распоз­навать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность «увидеть» другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщен­ность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспи­тания является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.

Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фун­даментом, на котором строится нравственное отношение к другому. Имен­но это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Решающую роль в формировании того, что мы называем моралью и нравственностью ребенка, играет семья. Если реальное поведение родных и близких противоречит провозглашаемым ими же принципам, рассчитывать на моральное поведение ребенка сложно. Но, сформировав гуманные отно­шения в группе, мы можем обеспечить каждому ребенку сферу другого опыта, предложить другие способы взаимодействия с людьми.

Исходя из этих положений, мы разработали программу игр и занятий для детей 4-6-летнего возраста. Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: вне­шности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе.

 Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно - в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не толь­ко содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразитель­ной окрашенности речи и прогнозиро­вать возможные реакции детей на пра­вила и условия игры.

Первый опыт проведения данных игр и занятий показал достаточно высокие результаты. По словам воспитателей, дети стали больше играть, самостоятельно разрешали многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходив­шие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных иг­рах.

Программа гуманизации межличностных отношений детей в группе детского сада базируется на следующих принципах:

1.Безоценочность.

2.Отсутствие соревновательности.

3.Отказ от игрушек и предметов.

4.Минимизация речевого взаимодействия.

5.Исключение принуждения.

Построение отношений, «ориентированных на другого», предпола­гает отказ от конкуренции и, следовательно, оценки.

Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных каче­ствах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверст­никами. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и порицания прочно вошли в традиционные при­емы воспитания.

Если вам сложно отказаться от оценок, постарайтесь оценивать не самих детей, а лишь их отдельные действия.

Например: «Как здорово ты сегодня изображал сказочное животное!» или: «Мне не очень понравилось, как ты делал зарядку, хочешь, я помогу тебе в следующий раз?».

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях.

Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распро­странены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного нача­ла важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве облада­ния игрушками.

Как показывает практика, появление в игре любого предмета от­влекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не инте­ресного партнера.

В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и пр.). Если положи­тельные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жа­лобы и т.д.).

Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие нравствен­ных чувств, должна свести к минимуму речевое взаимодействие де­тей.

Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и пр.

Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, за­мкнутости.

Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру.

Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, бли­зость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в вашей группе есть «проблемные» дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре, и лишь после того, как ребенок увлекся игрой, переключить его на игру с други­ми детьми. В наиболее трудных случаях «проблемного» ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (Lego, ку­бики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз, стараясь не нарушать правил.

Программа чрезвычайно проста в использовании и не требует никаких специальных условий. Проводить ее может как воспитатель, так и психолог,

работающий в детском саду. Форма работы — специальные групповые игровые занятия, имеющие определенную структуру. Занятие начинается приветствием, включает несколько игр, проводимых взрослым, и заверша­ется ритуалом прощания. Программа состоит из шести этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи. Сначала мы познакомим вас с некоторыми играми первого этапа.

Первый этап

Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом мы исключили возможность возникновения ссор, споров, договоров и т.д. В каждой игре вводится свой язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами; спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка: сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т.п. Кроме того, в игры не вводятся никакие предмет­ные атрибуты (посуда, костюмы и т.д.). Если в вашей группе есть ребенок, который ни за что не соглашается отложить свою любимую игрушку во время занятий, вы можете предложить ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как показывает практика, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись игрой.

Современные дети в большинстве своем не привыкли к свободному взаимодействию. Набор игр, в которые они играют, как правило, весьма ограничен и традиционен: «Дочки-матери», «Постройки из кубиков», «Боль ница». Во всех них дети используют стандартный набор игровых действий и речевых высказываний. Для преодоления сложившихся игровых стерео­типов мы предлагаем игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет.

Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. В случае, если дети не присоеди­няются, взрослый не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать их и привлечь к общей игре. Начав играть с несколькими детьми, вы уви­дите, что к концу занятия к игре присоединится большинство детей, а ко 2-3 занятию — вся группа. Время от времени воспитатель может коммен­тировать происходящее и направлять игру (например: «Пришла ночь, звери ложатся спать» или: «Выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра»).

Остановимся на конкретном описании игр.

1. Жизнь в лесу

2. Добрые эльфы

3. Птенцы

4. Волны

5. Муравьи

6. Театр теней

7. Ожившие игрушки

Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети ус­тали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (напри­мер, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ла­доням соседей и пр.).

Не надо бояться повторений: дети очень любят играть в знакомые игры и нередко сами просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вто­рую половину.

Вы можете вносить в данные игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Например, если день проведения занятия совпадает с днем рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить занятие этому ребенку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить по­дарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним и получая от этого удовольствие).

Все это требует от вас определенной гибкости и тонкости, умения не следовать за программой, а подчинять программу потребностям данной конкретной группы.

Второй этап

Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что сверст­ник становится лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Вы можете убедиться в этом сами, если попросите детей рассказать вам о сверст­никах. В ответ на вопрос: «что он за человек?» вместо описания этого ребенка вы часто услышите: «Он со мной дружит» или «Он меня оби­жает».

Задачей данного этапа было отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого мы предлагали детям задания, успешное выполнение которых требовало пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен был максимально сосредоточиться на другом. Все игры были направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность с ним.

Наряду с широко известными и традиционными играми, такими, как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», мы использовали авторские игры.

1. Общий круг

2.Переходы

3.Зеркало

4.Эхо

5.Испорченный телефон

6.Передай движение

7.Передай настроение

8. Тень

9.Выбери партнера

10.Разговор сквозь стекло

11.Найди своего брата или сестру

12.Кто сказал?

13.Радио

14.Магазин зеркал

15.Где я побывал

16. Упрямое зеркало

17.Запрещенное движение

Третий этап

Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для до­стижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

1. Сороконожка

2. Лепим скульптуры

3. Согласованные действия с вымышленными предметами
4. Слепой и поводырь
5. На тропинке

6.Мостик
7.Лабиринт

8. Путанка

9. Продолжи движение

10.Божья коровка

11.Змейка

12.Заколдованные друзья

13.Весы

14.Марионетки

15. Насос и надувная кукла

.

Четвертый этап

Итак, на четвертом этапе дети переживают сближающие их общие и одинаковые чувства.

1. Злой дракон

2. Шторм

3. Мышата в мышеловке

4. Кто смешнее засмеется

5. Заблудившиеся дети

6. Шпионы

7. Две страны

8. Обнималки

9. Уходи, злость

10. Ночные звуки

11. Курица с цыплятами

Пятый этап

Предыдущие этапы были посвящены развитию навыков непосредствен­ного общения, умения видеть в сверстнике самоценную независимую лич­ность, а также переживанию детьми общих эмоций. На данном этапе становится возможным моделирование игр, требующих от детей взаимо­помощи и сопереживания.

Многие педагогические программы по развитию межличностных от­ношений целиком базируются на играх и занятиях, «провоцирующих» вза­имопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а скорее прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того что­бы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предва­рительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосред­ственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на четвертом этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры пятого этапа требуют от детей сопережива­ния другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Также моделируются ситуации, в которых ребенок может проявить по­мощь не только в воображаемой игровой ситуации, но и в реальной жизни: дети помогают воспитателям покормить обедам младшую группу, одеть маленьких на прогулку и т.д.

 

1. Старенькая бабушка

2. Живые куклы

3. Шляпа волшебника

4. Гномики

5. Заблудившийся ребенок

6. День помощника

Как мы уже подчеркивали, кроме игр, во время пятого этапа необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Попросите их помочь воспитателю млад­шей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Когда вы увидите, как хорошо дети справляются с этим заданием, попросите их заменить воспитательницу младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать.

Такая забота о Других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство причастности к жизни другого и спо­собствуют развитию сопереживания.

Шестой этап

Мы уже говорили о том. что самым обычным для детей способом про­явления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругатель­ства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом мы исклю­чали возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных си­туаций.

Только после того, как вы провели с детьми игры и занятия прошлых этапов и в группе начала преобладать дружелюбная и спокойная атмо­сфера, можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа научить детей видеть и подчеркивать положи­тельные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику компли­менты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удо­вольствие, но и радуются вместе с ним.

1. Обзывашка

2. Спящая красавица

3. Пожелания магов

4. Добрые волшебники

5. Комплименты

6. Волшебные очки

7. Конкурс хвастунов

8. Связующая нить

9. Царевна Несмеяна

10. Если бы я был королем

11. Садовники и цветы

12. Я бы хотел быть таким же, как ты...

13. День прощения

14. Праздник вежливости

15. Открытки в подарок

16. Волшебные ожерелья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Холмогорова В. «Как сформировать гуманные отношения в группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников»

Библиотечка «Первого сентября» 2007

2. Дубина Л. «Развитие у детей коммуникативных способностей»

Дошкольное воспитание 10\2005

18 декабря 2012 в 03:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.