МДОУ "Орлинский детский сад"

"Сказкотерапия, как средство коррекционной работы по формирования личностных качеств ребенка. консультация для воспитателей"

Сказкотерапия… что это? Просто процесс перемещения в другой, лучший мир или действительный способ помочь ребенку узнать себя, найти правильные жизненные ориентиры и без проблем вписаться в определенный социум?

Не смотря на то что метод сказкотерапии хорошо себя зарекомендовал как эффективное направление в работе практических психологов, большинство людей относятся к нему как к несерьезному, не способному как-либо влиять на человека и приносить результаты. На самом деле сказкотерапия – самый древний метод практической психологии.

Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия сказочных героев или наоборот. Усвоение необходимых для него моделей поведения, реагирование на жизненные ситуации, повышение уровня знаний о себе и окружающем мире посредством сказок происходит намного быстрее, так как, во-первых, они более понятны детям, чем высказывания взрослых, во-вторых, в сказках нет того негатива, который дети видят в нравоучениях  и рекомендациях со стороны родителей и воспитателей.

Но сведения об окружающем мире, моделях поведения, способах взаимоотношений между людьми усваиваются только в том случае, если их обсуждают, обыгрывают. Знания, полученные из прочитанной сказки, будут находиться в пассивном состоянии, т.е. не будут использоваться ребенком в дальнейшем. Если же сказку еще и обсудить с ним, выяснить, что он понял или, наоборот, что осталось для него непонятным, то это составит основной груз практических знаний, с которыми он будет идти по жизни.

Особенности сказкотерапии

Так же как и любой другой метод практической психологии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения.

Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет. Это связанно с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать некая другая реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни.

Все это, однако, индивидуально и зависит от совокупности личностных особенностей ребенка.

Во-вторых, важную роль в процессе сказкотерапии играет наше состояние, мироощущение и миропонимание, наша способность осознавать происходящие события и оценивать их, опираясь на свои жизненные принципы.

При передаче содержания сказок большое значение имеет наше отношение к тому, с кем читаем сказку. Доброжелательный и спокойный тон дает возможность добиться желаемых результатов и поставленных целей. Нельзя забывать, что если мы говорим о проведении сказкотерапии как методе практической психологии, то психотерапевт должен проявлять эмпатию в отношении клиента, т. е. слушать его внима­тельно, проявлять искренний интерес к его проблемам и вы­сказываниям и ни в коем случае не осуждать.

Все это очень важно, так как от этого будет зависеть сте­пень открытости человека и степень усвоения им того, что вы хотите до него донести.

Следующим фактором, влияющим на поведение челове­ка, с которым проводится сказкотерапия, и на степень его от­крытости, является интонация, которая в большей степени воз­действует не на сознание человека, а на сферу его бессозна­тельного, на его мироощущение и принятие вас как человека, стремящегося помочь ему.

В-третьих, сказка должна быть подобрана или сочинена в соответствии с возрастом, ситуацией и личностными особенно­стями человека и направлена на формирование определенных свойств в зависимости от ведущей деятельности человека. Так, например, ведущей в раннем возрасте является игровая дея­тельность, значит, сказка должна быть представлена такому ребенку в игровой форме и направлена на первичное усвоение им жизненных ценностей и форм поведения. В дошкольном возрасте уже можно проводить сказкотерапию, ориентирован­ную на первичную социализацию ребенка в новой для него сре­де, усвоение основ межличностных отношений.

Следующей особенностью является временное ограниче­ние сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует прово­дить ее дольше 30-40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внима­ние рассеивается, и он начинает отвлекаться.

Данные сеансы должны прохо­дить не от случая к случаю, а с определенной регулярностью. Если проводится какая-либо терапевтическая или корректи­рующая работа с помощью сказок, то каждая сказка должна со­ответствовать определенной цели, поставленной на данном этапе терапии.

Принципы работы со сказкой

Существует множество классификаций сказок в зависи­мости от того, с кем проводят сказкотерапию, с какой целью ее проводят, какой результат хотят получить, в конце концов, ка­кие сказки используют.

Виды сказок

Сказки могут классифицироваться в зависимости от того, кем они написаны. Существуют авторские и народные сказки.

Авторские сказки сочиняются сказкотерапевтами или ро­дителями в зависимости от того, в чем надо помочь человеку, ка­кие проблемы необходимо решить, какие навыки приобрести.

Народные сказки — это сказки разных народов мира, из­вестные всем с детства. Они очень важны для детей, необходимо читать и русские народные сказки, и сказки других народов, так как дети усваивают из них не только моральные ценности, у них формируется дружественное отношение к другим наро­дам, национальностям. Эти же сказки позволяют ребенку уз­нать особенности быта и культуры других народов.

Следующим критерием для классификации сказок явля­ется выбор объектов или аудитории, на которую они нацелены. Здесь возможно деление сказок на индивидуальные и группо­вые, направленные на детскую аудиторию, подростков и взрослых людей.

Групповая сказкотерапия применяется в основном в дет­ских садах и школах с детьми дошкольного и младшего школь­ного возраста. Группа детей должна включать от 3 до 10 чело­век, в крайнем случае, количество детей не должно превышать 12-ти человек. Чем больше детей в группе, тем труднее отсле­дить проблемы каждого ребенка и преодолеть сложности в ин­терпретации сказок. Дети данного возраста ориентируются на мнение сверстников и подвержены влиянию большинства. Следовательно, целесообразнее проводить сказкотерапию ин­дивидуально или в небольших группах.

Сказкотерапия для работы с детьми нацелена на преодо­ление детских страхов, повышение самооценки, развитие творческих способностей и т. д.

Сказки необходимо подбирать в зависимости от целей, которые преследуют психолог и воспитатель, от ситуации, сложившейся в жизни человека, его проблем, от желаемого результата процесса сказ­котерапии.

Структура сказок

Каждая «волшебная» сказка неоднородна и состоит из не скольких взаимосвязанных частей.

Первая часть, самое начало сказки, открывает читателям сюжет, основную тему, подготавливает к дальнейшим событи­ям. Это - вводная часть, теоретическая.

Основными ее задачами являются: раскрытие главной проблемы, освещенной в сказке; подготовка читателя к ответу, что мы можем узнать из этой сказки и чему она нас может нау­чить.

Следующая часть - основное развитие сюжета - играет практическую роль. Она отображает позицию главного героя. В ней до конца раскрываются:

1) проблемы, с которыми герою приходится справляться;

2)средство (в большинстве случаев это сказочный помощ­ник), которое помогает герою сказки справляться с возникаю­щими трудностями и достигать поставленных перед ним целей;

3)отношение главного героя к себе, его самооценка; отно­шение к окружающему миру и тем сказочным героям, которые его окружают.

Очень важно из данной части сказок извлечь для себя урок, понять и в дальнейшем осознать основные проблемы и трудности героя, допущенные им ошибки, чтобы, столкнув­шись в реальной жизни с подобными ситуациями, по возмож­ности, не совершать таких же. У детей, которые только начина­ют изучать жизнь, понимание данных проблем происходит больше на подсознательном уровне.

Заключительной составляющей каждой сказки является  разрешение проблемы, конфликта, возникшего во второй части. В ней герой справляется со всеми трудностями и вознагражда­ется судьбой за сотворенное им добро, а зло, непременно при­сутствующее в каждой сказке, оказывается побежденным и на­казанным.

Конец сказки является самым важным для ребенка, так как именно в конце высказывается ее мораль и делаются необходимые выводы, которые должен был узнать ребенок из всей сказки.

Таким образом, каждая сказка представляет собой сово­купность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок и достичь поставленных целей. По­степенно, проходя с главным героем все этапы, ребенок усваи­вает необходимые жизненные ценности, учится справляться со своими трудностями и проблемами.

Темы, поднимаемые в сказках

В зависимости от цели сказкотерапии, от возраста, инди­видуальных особенностей пациента выбираются именно те сказки, которые подходят данному человеку в конкретной си­туации.

Решить задачи помогают темы, поднимаемые в сказках.

Основной темой детских сказок является борьба добра со злом. Она образно раскрывает ребенку главную проблему — противоборство доброго и злого начала, присутствующих в ка­ждом из нас. Она учит детей доброте, отзывчивости, сопережи­ванию тем, кто находится рядом с нами. Из нее ребенок узнает, что, совершая хорошие поступки, делая добро людям, не толь­ко близким, но и даже совсем незнакомым, будешь за них воз­награжден, а, причиняя боль и творя зло, обязательно ока­жешься за это наказан, пусть не людьми, но судьбой, которая независимо от твоего положения и желания распорядится по-своему.

Также сказки могут быть направлены на борьбу со страха­ми. Эти сказки применяются как для работы с детьми, так и со взрослыми. Страх - это физиологическая реакция организма на окружающую человека действительность, он по своей при­роде присущ каждому независимо от его пола, возраста, мате­риального положения и др. Но страх - это еще и явление, от которого можно и нужно избавляться.

Нельзя однозначно сказать, что чувство страха — негатив­ное явление. Нет, даже напротив, оно может приносить пользу человеку, стимулируя его жизненные силы, его скрытые ресур­сы для борьбы с возникшими трудностями.

Если страх является беспочвенным, начинает дос­тавлять неудобства, становится всеобъемлющим, тогда человеку непременно нужна помощь. Ее можно оказать, используя сказки.

Все мы, наверное, помним детский мультик про крошку енота, который, подойдя к пруду, увидел там кого-то страшно го и сердитого, очень испугался и боялся подходить к пруду Но, поборов свой страх, взглянув повнимательнее в изображе­ние на водной глади, он увидел там всего лишь отражение, ко­торое не только не могло причинить ему вред, но было даже очень дружелюбным и забавным.

Таким образом, данный мультик и другие сказки, направ­ленные на избавление от страхов, с помощью ярких образов и сюжетов ненавязчиво объясняют, что не надо страшиться не­изведанного и непонятного, необходимо всего лишь пригля­деться к действительности — и все станет не таким пугающим.

Следующей темой сказок является избавление человека от негативных, мешающих ему личностных особенностей, напри­мер, агрессии.

Не стоит забывать, что агрессия есть в каждом человеке, но если она выражена в меру и проявляется только по необхо­димости - это норма, если же она мешает полноценному об­щению с окружающими, адаптации к меняющимся условиям, то надо работать над собой, стремиться к приобретению более нейтральных форм поведения.

В каждой сказке обязательно присутствует негативный ге­рой, который проявляет свою агрессию по отношению к дру­гим героям. Именно на примере таких отрицательных героев человек понимает, что своей агрессией можно принести вред не только другим людям (сказочным героям), но и в первую очередь себе. То есть агрессия имеет свойство бумеранга — воз­вращаться в исходное положение, в данном случае к владельцу. Проявляя же позитивное отношение, делая добро, испытаешь симпатию и тепло окружающих. Не зря все сказки заканчива­ются победой добра над злом.

Не менее важными являются сказки, направленные на по­вышение самооценки ребенка, развивающие уверенность в себе. Самооценка и вера в себя напрямую зависят от образа мышле­ния человека, от его представлений о счастье и от желания его добиться.

Ярким примером таких сказок являются сказки про Ива­нушку-дурачка. Его близкие уверены, что он не сможет до­биться целей и заслужить уважение, но в конце сказки он обхо­дит всех соперников, оказывается самым счастливым и полу­чает все, что ему нужно.

На примере подобных сказок ребенок понимает, что, для того чтобы добиться своей цели, не обязательно быть самым умным и красивым, счастье зависит совсем не от этого, а от веры в себя и упорства в решении поставленных задач.

Сказки, направленные на развитие у ребенка смелости, ре­шительности и упорства в достижении своих целей, тесно свя­заны с другими видами сказок. Необходимо сначала разо­браться в причинах: почему ребенок проявляет в своем поведе­нии и общении робость и нерешительность. Причин может быть множество. Например, это может происходить из-за того, что ребенок боится осуждения со стороны сверстников или близких людей. В такой ситуации детям необходимы сказки, из которых они могли бы узнать, что их слова и поступки не станут предметом осуждения, а их мнения являются важными и не подвергаются насмешкам.

Неуверенное поведение ребенка может говорить о лично­стных особенностях проявления темперамента. В таком случае ему необходимо читать сказки, непосредственно направлен­ные на развитие смелости и уверенности в себе. Например, те, в которых герой вознаграждается за свою активность и сме­лость.

Робость в поведении ребенка может быть связана и со стрессом. Многие ошибочно полагают, что подобные напря­жения возможны только в жизни взрослых людей, но на самом деле это не так. Стрессовым ситуациям дети тоже подвержены, просто в силу своего возраста они еще не могут объяснить нам, взрослым, в чем их причина. Если вы заметили у ребенка ро­бость и неуверенность в поведении, стеснительность в общении, которых раньше не замечали, читайте ему побольше ска зок с позитивным содержанием, из которых легко понять, что жизненные трудности не существуют вечно, они преходящи все печали и тревоги неминуемо уходят и все заканчивается хо­рошо.

Скрытой темой некоторых сказок может быть их направ­ленность на развитие у ребенка фантазии и творческих способ­ностей, что особенно необходимо в раннем возрасте. Приме­ром может быть сказка про царевну-лягушку. Главная героиня находила выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций, она не просто выполняла то, о чем ее просили (приказывали), а под­ходила к этому неординарно, проявляя фантазию и творческие способности.

Такие сказки учат детей не опускать руки перед трудностя­ми, проявлять смекалку и фантазию для решения проблем. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок такого рода, тем естественнее для него будет творческий подход к лю­бому делу.

Дети смогут воплотить свои мечты и желания в жизнь только в том случае, если вы будете развивать в них способно­сти, которые помогут им многого достичь.

Конечно, это не все темы, которые могут подниматься в сказках, они подбираются для каждого человека индивидуаль­но, исходя из потребностей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что будущее наших детей целиком в нашей власти. Только благодаря взрослым и их активности дети усваивают необходимые для них знания и приобретают основные навыки.

Развивая детей с помощью сказок, мы помогаем им лучше адаптироваться в окружающей действи­тельности и справляться с трудностями и пробле­мами, возникающими в жизни.

18 декабря 2012 в 03:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.