МДОУ "Орлинский детский сад"
"Сказкотерапия, как средство коррекционной работы по формирования личностных качеств ребенка. консультация для воспитателей"Сказкотерапия… что это? Просто процесс перемещения в другой, лучший мир или действительный способ помочь ребенку узнать себя, найти правильные жизненные ориентиры и без проблем вписаться в определенный социум? Не смотря на то что метод сказкотерапии хорошо себя зарекомендовал как эффективное направление в работе практических психологов, большинство людей относятся к нему как к несерьезному, не способному как-либо влиять на человека и приносить результаты. На самом деле сказкотерапия – самый древний метод практической психологии. Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия сказочных героев или наоборот. Усвоение необходимых для него моделей поведения, реагирование на жизненные ситуации, повышение уровня знаний о себе и окружающем мире посредством сказок происходит намного быстрее, так как, во-первых, они более понятны детям, чем высказывания взрослых, во-вторых, в сказках нет того негатива, который дети видят в нравоучениях и рекомендациях со стороны родителей и воспитателей. Но сведения об окружающем мире, моделях поведения, способах взаимоотношений между людьми усваиваются только в том случае, если их обсуждают, обыгрывают. Знания, полученные из прочитанной сказки, будут находиться в пассивном состоянии, т.е. не будут использоваться ребенком в дальнейшем. Если же сказку еще и обсудить с ним, выяснить, что он понял или, наоборот, что осталось для него непонятным, то это составит основной груз практических знаний, с которыми он будет идти по жизни. Особенности сказкотерапии Так же как и любой другой метод практической психологии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключается в следующих особенностях ее применения. Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, поставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3-4 лет. Это связанно с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать некая другая реальность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни. Все это, однако, индивидуально и зависит от совокупности личностных особенностей ребенка. Во-вторых, важную роль в процессе сказкотерапии играет наше состояние, мироощущение и миропонимание, наша способность осознавать происходящие события и оценивать их, опираясь на свои жизненные принципы. При передаче содержания сказок большое значение имеет наше отношение к тому, с кем читаем сказку. Доброжелательный и спокойный тон дает возможность добиться желаемых результатов и поставленных целей. Нельзя забывать, что если мы говорим о проведении сказкотерапии как методе практической психологии, то психотерапевт должен проявлять эмпатию в отношении клиента, т. е. слушать его внимательно, проявлять искренний интерес к его проблемам и высказываниям и ни в коем случае не осуждать. Все это очень важно, так как от этого будет зависеть степень открытости человека и степень усвоения им того, что вы хотите до него донести. Следующим фактором, влияющим на поведение человека, с которым проводится сказкотерапия, и на степень его открытости, является интонация, которая в большей степени воздействует не на сознание человека, а на сферу его бессознательного, на его мироощущение и принятие вас как человека, стремящегося помочь ему. В-третьих, сказка должна быть подобрана или сочинена в соответствии с возрастом, ситуацией и личностными особенностями человека и направлена на формирование определенных свойств в зависимости от ведущей деятельности человека. Так, например, ведущей в раннем возрасте является игровая деятельность, значит, сказка должна быть представлена такому ребенку в игровой форме и направлена на первичное усвоение им жизненных ценностей и форм поведения. В дошкольном возрасте уже можно проводить сказкотерапию, ориентированную на первичную социализацию ребенка в новой для него среде, усвоение основ межличностных отношений. Следующей особенностью является временное ограничение сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует проводить ее дольше 30-40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внимание рассеивается, и он начинает отвлекаться. Данные сеансы должны проходить не от случая к случаю, а с определенной регулярностью. Если проводится какая-либо терапевтическая или корректирующая работа с помощью сказок, то каждая сказка должна соответствовать определенной цели, поставленной на данном этапе терапии. Принципы работы со сказкой Существует множество классификаций сказок в зависимости от того, с кем проводят сказкотерапию, с какой целью ее проводят, какой результат хотят получить, в конце концов, какие сказки используют. Виды сказок Сказки могут классифицироваться в зависимости от того, кем они написаны. Существуют авторские и народные сказки. Авторские сказки сочиняются сказкотерапевтами или родителями в зависимости от того, в чем надо помочь человеку, какие проблемы необходимо решить, какие навыки приобрести. Народные сказки — это сказки разных народов мира, известные всем с детства. Они очень важны для детей, необходимо читать и русские народные сказки, и сказки других народов, так как дети усваивают из них не только моральные ценности, у них формируется дружественное отношение к другим народам, национальностям. Эти же сказки позволяют ребенку узнать особенности быта и культуры других народов. Следующим критерием для классификации сказок является выбор объектов или аудитории, на которую они нацелены. Здесь возможно деление сказок на индивидуальные и групповые, направленные на детскую аудиторию, подростков и взрослых людей. Групповая сказкотерапия применяется в основном в детских садах и школах с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Группа детей должна включать от 3 до 10 человек, в крайнем случае, количество детей не должно превышать 12-ти человек. Чем больше детей в группе, тем труднее отследить проблемы каждого ребенка и преодолеть сложности в интерпретации сказок. Дети данного возраста ориентируются на мнение сверстников и подвержены влиянию большинства. Следовательно, целесообразнее проводить сказкотерапию индивидуально или в небольших группах. Сказкотерапия для работы с детьми нацелена на преодоление детских страхов, повышение самооценки, развитие творческих способностей и т. д. Сказки необходимо подбирать в зависимости от целей, которые преследуют психолог и воспитатель, от ситуации, сложившейся в жизни человека, его проблем, от желаемого результата процесса сказкотерапии. Структура сказок Каждая «волшебная» сказка неоднородна и состоит из не скольких взаимосвязанных частей. Первая часть, самое начало сказки, открывает читателям сюжет, основную тему, подготавливает к дальнейшим событиям. Это - вводная часть, теоретическая. Основными ее задачами являются: раскрытие главной проблемы, освещенной в сказке; подготовка читателя к ответу, что мы можем узнать из этой сказки и чему она нас может научить. Следующая часть - основное развитие сюжета - играет практическую роль. Она отображает позицию главного героя. В ней до конца раскрываются: 1) проблемы, с которыми герою приходится справляться; 2)средство (в большинстве случаев это сказочный помощник), которое помогает герою сказки справляться с возникающими трудностями и достигать поставленных перед ним целей; 3)отношение главного героя к себе, его самооценка; отношение к окружающему миру и тем сказочным героям, которые его окружают. Очень важно из данной части сказок извлечь для себя урок, понять и в дальнейшем осознать основные проблемы и трудности героя, допущенные им ошибки, чтобы, столкнувшись в реальной жизни с подобными ситуациями, по возможности, не совершать таких же. У детей, которые только начинают изучать жизнь, понимание данных проблем происходит больше на подсознательном уровне. Заключительной составляющей каждой сказки является разрешение проблемы, конфликта, возникшего во второй части. В ней герой справляется со всеми трудностями и вознаграждается судьбой за сотворенное им добро, а зло, непременно присутствующее в каждой сказке, оказывается побежденным и наказанным. Конец сказки является самым важным для ребенка, так как именно в конце высказывается ее мораль и делаются необходимые выводы, которые должен был узнать ребенок из всей сказки. Таким образом, каждая сказка представляет собой совокупность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок и достичь поставленных целей. Постепенно, проходя с главным героем все этапы, ребенок усваивает необходимые жизненные ценности, учится справляться со своими трудностями и проблемами. Темы, поднимаемые в сказках В зависимости от цели сказкотерапии, от возраста, индивидуальных особенностей пациента выбираются именно те сказки, которые подходят данному человеку в конкретной ситуации. Решить задачи помогают темы, поднимаемые в сказках. Основной темой детских сказок является борьба добра со злом. Она образно раскрывает ребенку главную проблему — противоборство доброго и злого начала, присутствующих в каждом из нас. Она учит детей доброте, отзывчивости, сопереживанию тем, кто находится рядом с нами. Из нее ребенок узнает, что, совершая хорошие поступки, делая добро людям, не только близким, но и даже совсем незнакомым, будешь за них вознагражден, а, причиняя боль и творя зло, обязательно окажешься за это наказан, пусть не людьми, но судьбой, которая независимо от твоего положения и желания распорядится по-своему. Также сказки могут быть направлены на борьбу со страхами. Эти сказки применяются как для работы с детьми, так и со взрослыми. Страх - это физиологическая реакция организма на окружающую человека действительность, он по своей природе присущ каждому независимо от его пола, возраста, материального положения и др. Но страх - это еще и явление, от которого можно и нужно избавляться. Нельзя однозначно сказать, что чувство страха — негативное явление. Нет, даже напротив, оно может приносить пользу человеку, стимулируя его жизненные силы, его скрытые ресурсы для борьбы с возникшими трудностями. Если страх является беспочвенным, начинает доставлять неудобства, становится всеобъемлющим, тогда человеку непременно нужна помощь. Ее можно оказать, используя сказки. Все мы, наверное, помним детский мультик про крошку енота, который, подойдя к пруду, увидел там кого-то страшно го и сердитого, очень испугался и боялся подходить к пруду Но, поборов свой страх, взглянув повнимательнее в изображение на водной глади, он увидел там всего лишь отражение, которое не только не могло причинить ему вред, но было даже очень дружелюбным и забавным. Таким образом, данный мультик и другие сказки, направленные на избавление от страхов, с помощью ярких образов и сюжетов ненавязчиво объясняют, что не надо страшиться неизведанного и непонятного, необходимо всего лишь приглядеться к действительности — и все станет не таким пугающим. Следующей темой сказок является избавление человека от негативных, мешающих ему личностных особенностей, например, агрессии. Не стоит забывать, что агрессия есть в каждом человеке, но если она выражена в меру и проявляется только по необходимости - это норма, если же она мешает полноценному общению с окружающими, адаптации к меняющимся условиям, то надо работать над собой, стремиться к приобретению более нейтральных форм поведения. В каждой сказке обязательно присутствует негативный герой, который проявляет свою агрессию по отношению к другим героям. Именно на примере таких отрицательных героев человек понимает, что своей агрессией можно принести вред не только другим людям (сказочным героям), но и в первую очередь себе. То есть агрессия имеет свойство бумеранга — возвращаться в исходное положение, в данном случае к владельцу. Проявляя же позитивное отношение, делая добро, испытаешь симпатию и тепло окружающих. Не зря все сказки заканчиваются победой добра над злом. Не менее важными являются сказки, направленные на повышение самооценки ребенка, развивающие уверенность в себе. Самооценка и вера в себя напрямую зависят от образа мышления человека, от его представлений о счастье и от желания его добиться. Ярким примером таких сказок являются сказки про Иванушку-дурачка. Его близкие уверены, что он не сможет добиться целей и заслужить уважение, но в конце сказки он обходит всех соперников, оказывается самым счастливым и получает все, что ему нужно. На примере подобных сказок ребенок понимает, что, для того чтобы добиться своей цели, не обязательно быть самым умным и красивым, счастье зависит совсем не от этого, а от веры в себя и упорства в решении поставленных задач. Сказки, направленные на развитие у ребенка смелости, решительности и упорства в достижении своих целей, тесно связаны с другими видами сказок. Необходимо сначала разобраться в причинах: почему ребенок проявляет в своем поведении и общении робость и нерешительность. Причин может быть множество. Например, это может происходить из-за того, что ребенок боится осуждения со стороны сверстников или близких людей. В такой ситуации детям необходимы сказки, из которых они могли бы узнать, что их слова и поступки не станут предметом осуждения, а их мнения являются важными и не подвергаются насмешкам. Неуверенное поведение ребенка может говорить о личностных особенностях проявления темперамента. В таком случае ему необходимо читать сказки, непосредственно направленные на развитие смелости и уверенности в себе. Например, те, в которых герой вознаграждается за свою активность и смелость. Робость в поведении ребенка может быть связана и со стрессом. Многие ошибочно полагают, что подобные напряжения возможны только в жизни взрослых людей, но на самом деле это не так. Стрессовым ситуациям дети тоже подвержены, просто в силу своего возраста они еще не могут объяснить нам, взрослым, в чем их причина. Если вы заметили у ребенка робость и неуверенность в поведении, стеснительность в общении, которых раньше не замечали, читайте ему побольше ска зок с позитивным содержанием, из которых легко понять, что жизненные трудности не существуют вечно, они преходящи все печали и тревоги неминуемо уходят и все заканчивается хорошо. Скрытой темой некоторых сказок может быть их направленность на развитие у ребенка фантазии и творческих способностей, что особенно необходимо в раннем возрасте. Примером может быть сказка про царевну-лягушку. Главная героиня находила выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций, она не просто выполняла то, о чем ее просили (приказывали), а подходила к этому неординарно, проявляя фантазию и творческие способности. Такие сказки учат детей не опускать руки перед трудностями, проявлять смекалку и фантазию для решения проблем. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок такого рода, тем естественнее для него будет творческий подход к любому делу. Дети смогут воплотить свои мечты и желания в жизнь только в том случае, если вы будете развивать в них способности, которые помогут им многого достичь. Конечно, это не все темы, которые могут подниматься в сказках, они подбираются для каждого человека индивидуально, исходя из потребностей. Подводя итог, можно сделать вывод, что будущее наших детей целиком в нашей власти. Только благодаря взрослым и их активности дети усваивают необходимые для них знания и приобретают основные навыки. Развивая детей с помощью сказок, мы помогаем им лучше адаптироваться в окружающей действительности и справляться с трудностями и проблемами, возникающими в жизни. 18 декабря 2012 в 03:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.