МДОУ "Орлинский детский сад"

"Формирование готовности к овладению чтением и письмом". консультация для родителей

МДОУ «Орлинский детский сад»

Консультация для родителей

Проблемы и пути решения

Подготовила воспитатель ПАЧИНА Е.В.


Вопрос подготовки дошкольников стар­шей и подготовительной к школе трупп к овладению чтением и письмом является частью проблемы формирования готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится все актуальнее.

Назовем игры и упражнения, которые можно использовать для развития предпо­сылок готовности к овладению чтением и письмом у дошкольников старшей и подго­товительной к школе групп.

Для развития фонематического восприя­тия детей учат сравнивать простые фразы, выделять и запоминать определенные сло­ва в ряду других (сходных или различных по звуковому составу), подбирать картинки, соответствующие словам, которые на­чинаются на заданный звук, различать от­дельные звуки сначала в ряду других зву­ков, затем в слогах и словах (сходных и раз­личных по звуковому составу). Дети долж­ны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.

Для развития слуховых функций важно использовать игры, задания типа: «Угадай, кто это», «Где позвонили?», «Жмурки с голосом», «Тихо-громко», «Улавливай шепот». У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­вторять (хлопками, отстукиванием) рит­мический рисунок, сравнивать серии уда­ров, предъявляемые последовательно. Та­ким образом, развивается и речевое, и нере­чевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма должно быть направлено на формирование умения анализировать предмет и его изображение, соизмерять, составлять кар­тинки, разрезанные на части, конструиро­вать по образцу и по представлению, разли­чать элементы букв и сами буквы, имеющие одинаковые элементы начертания, дописы­вать элементы букв и т.д. Для этого детям предлагаются задания типа: «Назвать пред­меты по их контурам», «Назвать и дорисо­вать предметы», «Выделить предметные изо­бражения, наложенные друг на друга», «Оп­ределить, что неправильно нарисовал ху­дожник», «Распределить предметы по вели­чине», «По­добрать картинки к определенному цвето­вому фону» (детям предлагают «лужайки» разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, ли­ствы; цыпленка, репы, дыни; мака, помидо­ра, клубники; сливы, василька, синей ленты; дается задание положить картинку на свою «лужайку» и т.д.). Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предме­та, отгадывать, какой игрушки или предме­та не стало (игры типа «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было»).

Недостатки развития общей, ручной и артикуляционной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быст­роты, переключаемости и координирован­ности движений; в затруднениях динами­ческой организации двигательного акта; в невозможности быстрого и плавного вос­произведения предложенных движений; в снижении двигательной памяти и само­контроля.

Подготовке руки к овладению письмом спо­собствуют занятия рисованием, лепкой, апп­ликацией, а также работа с различными мате­риалами: бумагой, тканью, проволокой (по­делки из них). Такие занятия развивают мел­кую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребенка становится более гибкой и по­слушной. Дети овладевают навыками и уме­ниями работы с карандашом, кистью, ножни­цами, стекой, развивают содружественные движения обеих рук, руки и глаза. Выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопли­вость, равномерность нажима, регуляция раз­маха и т.д.) помогает раскрашивание каранда­шами книжек-раскрасок (можно отбирать картинки с некрупными изображениями).

Эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствитель­ности пальцев и кистей рук является паль­чиковый бассейн - коробка, наполненная сыпучим наполнителем, который имеет нео­бычную текстуру, например манной или гречневой крупой, горохом, рисом, фасолью. С помощью этого приспособления можно учить детей находить предмет и определять его форму без подключения зрительного анализатора, управлять движениями паль­цев и кистей рук, развивать кинестетические ощущения, давая задание погрузить кисть в бассейн и принять заданное положение и др.

Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подби­рать задания необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Приду­май название действия на заданный звук» (на звук П - прыгать, плавать, пришивать, покупать и др.), «Придумай слова со зву­ком Р, отвечающие на вопрос "какой?"» (круглый, оранжевый, ароматный), «Выбе­ри из предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос "кто?" и со­стоят из шести звуков» (доктор, корова, со­бака, мальчик и др.), «Придумай слово, обозначающее орудие действия и отвечаю­щее на вопрос "чем?"» (топором, лопатой, иглой и т.д.).

С целью развития связной речи целесо­образно обучать дошкольников составлять рассказы по одной картинке, по серии сю­жетных картинок, пересказывать прослу­шанный текст, составлять рассказ по кар­тинке, нарисованной или самим, или другим членом семьи, учить пересказу методом составления рисуночного плана и расска­зывания по рисункам и т.д.

В круг задач по развитию устной речи включается задача подготовки детей к обу­чению грамоте в школе, а именно формиро­вание осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить до­школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (от­бирать картинки, в названии которых име­ется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к дру­гим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред­ложении и т.д.). Важно знакомить детей с ударени­ем, в том числе учить сравнивать слова, в которых перенос ударения приводит к «рождению» слова с другим значением (например, кружки - кружки).

Выполнение заданий, назван­ных выше, помогает активизировать все ви­ды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое и др. Работая ребенком старайтесь развивать такое качество восприятия, как произвольность (или управляемость). Например, формиро­вать умение целенаправленно наблюдать рекомендуется в процессе рассматривания сюжетной картинки. Можно предложить детям отыскать на картинке предмет среди других. (Например, картинка с изображе­нием детской площадки и играющих на ней детей. На переднем плане - одна перчатка, потерянная кем-то из детей. Перед ребен­ком ставят задачу найти, кто из детей поте­рял ее. Для этого ребенок должен рассмот­реть всех изображенных на картинке детей и по оставшейся на одной руке перчатке оп­ределить владельца потерянной.)

С целью увеличения объема, улучшения концентрации и переключаемости внима­ния можно предлагать различные задания на срисовывание изображений, зачеркива­ние изображений, например, одного цвета, одной формы т.д. в ряду похожих, вычер­кивание изображений по аналогии и др. Важно подчеркнуть: во время занятий с ребенком необходимо соблю­дать гигиенические требования (должный уровень освещенности рабочего места, пра­вильное определение длительности непре­рывной нагрузки на глаза и т.д.) с целью профилактики нарушений физического состояния зрения у детей.

Необходимо развивать произвольную, логическую и опосредованную память. Для этого дошкольникам целесообразно пред­лагать упражнения, направленные на формирование способности быстро запоми­нать и точно воспроизводить набор слов с опорой, например, на рисунки, ассоциации. А также для заучивания коротких стихо­творений. С помощью игр «Как было? Как стало?» можно развивать зрительную па­мять, в упражнениях на повторение задан­ного ритмического образца - слуховую.

Важно обучать детей мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, аб­страгирования, конкретизации, обобще­ния. С этой целью можно использовать та­кие упражнения, как: составить группы из предметных картинок, подобрать к карточ­кам обобщающее слово, исключить из предложенных карточек лишнюю. Целесо­образно учить детей отгадывать загадки, интерпретировать определения, послови­цы, придумывать начало и конец рассказа по серии картинок и т.д.

Родителям следует обращать внимание на формирование у дошкольников эмоцио­нально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способнос­тям, результатам работы, поведению, т.е. са­мосознания. Желательно с младшего возрас­та учить ребенка выполнять требования, правила, задаваемые педагогом, работать по образцу, развивать волю ребенка, обучая его подчинять свои действия поставленной це­ли; формировать умение сознательно кон­тролировать себя, управлять внутренними и внешними действиями, познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирование обобщенного зна­ния социальных норм поведения.

Все перечисленные качества эмоцио­нально-волевой сферы у дошкольника мо­гут развиваться в процессе повседневного общения с взрослыми, в ролевых играх, при выполнении специальных заданий (например, рисование по клеточкам в соот­ветствии с указаниями – графические диктанты), а также в процессе специально организованных бе­сед (как с взрослыми, так и со школьника­ми - учениками начального и среднего зве­на), просмотра мультипликационных и ху­дожественных фильмов, анализа прослу­шанных литературных произведений и т.д.

18 декабря 2012 в 03:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.