МДОУ "Орлинский детский сад"
"Формирование готовности к овладению чтением и письмом". консультация для родителейМДОУ «Орлинский детский сад» Консультация для родителей Проблемы и пути решения Подготовила воспитатель ПАЧИНА Е.В. Вопрос подготовки дошкольников старшей и подготовительной к школе трупп к овладению чтением и письмом является частью проблемы формирования готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится все актуальнее. Назовем игры и упражнения, которые можно использовать для развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп. Для развития фонематического восприятия детей учат сравнивать простые фразы, выделять и запоминать определенные слова в ряду других (сходных или различных по звуковому составу), подбирать картинки, соответствующие словам, которые начинаются на заданный звук, различать отдельные звуки сначала в ряду других звуков, затем в слогах и словах (сходных и различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу. Для развития слуховых функций важно использовать игры, задания типа: «Угадай, кто это», «Где позвонили?», «Жмурки с голосом», «Тихо-громко», «Улавливай шепот». У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка. Развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма должно быть направлено на формирование умения анализировать предмет и его изображение, соизмерять, составлять картинки, разрезанные на части, конструировать по образцу и по представлению, различать элементы букв и сами буквы, имеющие одинаковые элементы начертания, дописывать элементы букв и т.д. Для этого детям предлагаются задания типа: «Назвать предметы по их контурам», «Назвать и дорисовать предметы», «Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга», «Определить, что неправильно нарисовал художник», «Распределить предметы по величине», «Подобрать картинки к определенному цветовому фону» (детям предлагают «лужайки» разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листвы; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты; дается задание положить картинку на свою «лужайку» и т.д.). Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало (игры типа «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было»). Недостатки развития общей, ручной и артикуляционной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений; в затруднениях динамической организации двигательного акта; в невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений; в снижении двигательной памяти и самоконтроля. Подготовке руки к овладению письмом способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также работа с различными материалами: бумагой, тканью, проволокой (поделки из них). Такие занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребенка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой, развивают содружественные движения обеих рук, руки и глаза. Выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха и т.д.) помогает раскрашивание карандашами книжек-раскрасок (можно отбирать картинки с некрупными изображениями). Эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук является пальчиковый бассейн - коробка, наполненная сыпучим наполнителем, который имеет необычную текстуру, например манной или гречневой крупой, горохом, рисом, фасолью. С помощью этого приспособления можно учить детей находить предмет и определять его форму без подключения зрительного анализатора, управлять движениями пальцев и кистей рук, развивать кинестетические ощущения, давая задание погрузить кисть в бассейн и принять заданное положение и др. Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» (на звук П - прыгать, плавать, пришивать, покупать и др.), «Придумай слова со звуком Р, отвечающие на вопрос "какой?"» (круглый, оранжевый, ароматный), «Выбери из предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос "кто?" и состоят из шести звуков» (доктор, корова, собака, мальчик и др.), «Придумай слово, обозначающее орудие действия и отвечающее на вопрос "чем?"» (топором, лопатой, иглой и т.д.). С целью развития связной речи целесообразно обучать дошкольников составлять рассказы по одной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать прослушанный текст, составлять рассказ по картинке, нарисованной или самим, или другим членом семьи, учить пересказу методом составления рисуночного плана и рассказывания по рисункам и т.д. В круг задач по развитию устной речи включается задача подготовки детей к обучению грамоте в школе, а именно формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.). Важно знакомить детей с ударением, в том числе учить сравнивать слова, в которых перенос ударения приводит к «рождению» слова с другим значением (например, кружки - кружки). Выполнение заданий, названных выше, помогает активизировать все виды восприятия: зрительное, слуховое, кинестетическое и др. Работая ребенком старайтесь развивать такое качество восприятия, как произвольность (или управляемость). Например, формировать умение целенаправленно наблюдать рекомендуется в процессе рассматривания сюжетной картинки. Можно предложить детям отыскать на картинке предмет среди других. (Например, картинка с изображением детской площадки и играющих на ней детей. На переднем плане - одна перчатка, потерянная кем-то из детей. Перед ребенком ставят задачу найти, кто из детей потерял ее. Для этого ребенок должен рассмотреть всех изображенных на картинке детей и по оставшейся на одной руке перчатке определить владельца потерянной.) С целью увеличения объема, улучшения концентрации и переключаемости внимания можно предлагать различные задания на срисовывание изображений, зачеркивание изображений, например, одного цвета, одной формы т.д. в ряду похожих, вычеркивание изображений по аналогии и др. Важно подчеркнуть: во время занятий с ребенком необходимо соблюдать гигиенические требования (должный уровень освещенности рабочего места, правильное определение длительности непрерывной нагрузки на глаза и т.д.) с целью профилактики нарушений физического состояния зрения у детей. Необходимо развивать произвольную, логическую и опосредованную память. Для этого дошкольникам целесообразно предлагать упражнения, направленные на формирование способности быстро запоминать и точно воспроизводить набор слов с опорой, например, на рисунки, ассоциации. А также для заучивания коротких стихотворений. С помощью игр «Как было? Как стало?» можно развивать зрительную память, в упражнениях на повторение заданного ритмического образца - слуховую. Важно обучать детей мыслительным операциям анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения. С этой целью можно использовать такие упражнения, как: составить группы из предметных картинок, подобрать к карточкам обобщающее слово, исключить из предложенных карточек лишнюю. Целесообразно учить детей отгадывать загадки, интерпретировать определения, пословицы, придумывать начало и конец рассказа по серии картинок и т.д. Родителям следует обращать внимание на формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания. Желательно с младшего возраста учить ребенка выполнять требования, правила, задаваемые педагогом, работать по образцу, развивать волю ребенка, обучая его подчинять свои действия поставленной цели; формировать умение сознательно контролировать себя, управлять внутренними и внешними действиями, познавательными процессами и поведением в целом. Важным является формирование обобщенного знания социальных норм поведения. Все перечисленные качества эмоционально-волевой сферы у дошкольника могут развиваться в процессе повседневного общения с взрослыми, в ролевых играх, при выполнении специальных заданий (например, рисование по клеточкам в соответствии с указаниями – графические диктанты), а также в процессе специально организованных бесед (как с взрослыми, так и со школьниками - учениками начального и среднего звена), просмотра мультипликационных и художественных фильмов, анализа прослушанных литературных произведений и т.д. 18 декабря 2012 в 03:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.