МДОУ "Орлинский детский сад"
"Преграда простудам". консультация для родителейМДОУ «Орлинский детский сад»
Или Еще раз о закаливании Подготовила воспитатель ПАЧИНА Е.В. То, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний, известно всем. Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность. В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происходят перестройки и в психоэмоциональной сфере, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремленности, улучшении настроения, уравновешенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка. К сожалению, большинство людей имеют смутное представление о закаливании или вообще о нем ничего не знают и практически ничего не делают. Определены основные принципы и методы закаливания детей, о чем и пойдет речь далее. Первое, с чего следует начинать закаливание ребенка — это избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в которой находится ребенок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20°. Для умываний используется слишком теплая (+37° и более) вода. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребенка с первых дней жизни приучают к излишне теплой одежде. Зимой и поздней осенью, как правило, закутанные с головы до ног «заботливыми» руками мам и бабушек, они бывают очень похожи на неуклюжих и неповоротливых медвежат. Даже весной и летом далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши на улице. Да и в домашней обстановке дети нередко носят теплые шерстяные вещи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется большая уязвимость растущего организма к охлаждению. В специальном исследовании А. Я. Степанова доказано, что укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание нарушает и обменные процессы, снижает сопротивляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней. Итак, первое условие эффективного закаливания — это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка излишне теплую одежду. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Особенно внимательно надо относиться к одежде мальчиков, ибо совершенствование системы терморегуляции у них проходит, как показано в этом исследовании, более медленными темпами, чем у девочек. Если у девочек в возрасте 5—6 лет терморегуляторная функция существенно активизируется за счет физической терморегуляции, то у мальчиков этого же возраста она продолжает оставаться такой же, как и в более раннем возрасте, т. е. с высокой теплопродукцией и соответственно интенсивной теплоотдачей. Обувь ребенка также должна рассматриваться как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Стоит отметить то, что было известно с незапамятных времен, но почти забыто в наши дни,— хождение босиком. В большинстве имеющихся пособий и руководств по закаливанию взрослых и детей этот метод не упоминается, тогда как в печати можно найти сообщения о его оздоравливающем действии. В недавно проведенных исследованиях в нашей стране и за рубежом показано, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Вместе с тем давно выявлена непосредственная рефлекторная связь этих рецепторов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также буквально со всеми внутренними органами. Проведены и специальные исследования, в которых доказана высокая закаливающая эффективность хождения босиком. Большинство маленьких детей любят (если им не препятствовать) ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила, о которых будет сказано далее. Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий, например, приучать ребенка находиться некоторое время (до 3— 5 мин) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или по песку; затем можно разрешать бегать босиком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличивается до 15—20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских условиях часто бывает опасно из-за возможности пораниться о битое стекло, гвозди, тогда как на селе или на даче вполне это возможно. Некоторые родители не разрешают детям ходить босиком из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями кожи стоп — эпидермофитиями. Эти опасения безосновательны, так как грибки могут проявлять активность, т. е. проникать в наружный слой кожи, только при определенных условиях — при повышенной влажности, потливости и в тепле. Тонкая и изнеженная кожа также является благоприятной средой для размножения грибков. Какую одежду лучше всего использовать с учетом гигиенических и оздоровительных требований? Детскую одежду обычно шьют из гигроскопичных, т. е. хорошо впитывающих и испаряющих влагу, тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани, тогда как синтетические — воздухонепроницаемые — способствуют перегреву и усиленному потоотделению, использовать их для одежды детей не стоит. Шерстяные ткани из-за большой пористости намного теплее льняных, из них можно шить праздничную одежду, в которой ребенок может находиться непродолжительное время. Хороши для детей трикотажные изделия, особенно осенью и зимой. Главное — одевать детей по сезону, не перегревая. В осенне-зимний период ребенку должно быть в одежде легко, чтобы он мог свободно двигаться. Конечно, нельзя допускать и переохлаждения от чрезмерно легкой одежды. В жаркую погоду для мальчиков целесообразны легкие ситцевые, льняные или джинсовые костюмы, для девочек — легкие, свободного покроя платья с короткими рукавами. Гигиенической является и спортивная одежда из хлопчатобумажного трикотажа. Лучшая обувь для детей кожаная, с каблуком не более 8 мм, прочным задником с заглаженными краями. В осенне-зимний период обувь надо приобретать на размер больше, летом — по размеру. Основное требование к домашней обуви — удобство, поэтому хорошо одевать сандалии или тапочки с каблуком, не стоит применять для ежедневной носки «чешки». Дома дети могут обходиться и без обуви, ходить босиком. Следующее условие эффективного закаливания — поддержание рационального, опять-таки не перегревающего температурного режима в помещениях. Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в комнате не выше 18°. Г. Н. Сперанский подчеркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребенка. Охлаждения — хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит и согрелся, можно быстро сдернуть одеяло и спустя несколько секунд опять набросить его на ребенка. Такая забава нравится многим детям. Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, указываются определенные цифры с постоянной температурой. С физиологических позиций это не совсем правильно, так как механизмы терморегуляции лишаются возможности для тренировки. Поэтому желательно в помещениях для детей создавать условия для колебаний температуры в определенном диапазоне. Так, для детей в возрасте 4—6 лет такой диапазон может на первых порах не превышать 3—4°, т. е. температура колеблется в диапазоне от +18° до +22°, затем разница может увеличиваться до 5—6°. Такой динамичный температурный режим должен быть связан с характером или, точнее, видом деятельности ребенка. В условиях подвижной игры воздух может быть более прохладным, при спокойной деятельности — более теплым. Спать ребенка надо постепенно приучать при открытой форточке, завешенной марлей. Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры помещений являются обязательными условиями эффективного пассивного закаливания. Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур (воздушных и солнечных ванн, обливаний и др.). Поскольку применение этих процедур насчитывает уже давнюю историю (одним из первых их выдвинул Г. Н. Сперанский), то сформулированы принципы, обеспечивающие их эффективность и ставшие традиционными. Первый принцип — систематичность и последовательность. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня ребенка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важно также соблюдать последовательность в проведении закаливающих процедур, начиная с более щадящих и менее интенсивных воздействий с постепенным переходом к более сильным. Полезно при этом помнить известное в физиологии правило: слабые раздражители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные противодействуют, а сверхсильные могут вызывать противоположный эффект. Следующий принцип — учет индивидуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья. Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторными заболеваниями? На этот вопрос в самой общей форме можно ответить утвердительно, однако методы и приемы закаливания должны быть более щадящими в период выздоровления. Разумеется, во время заболевания закаливающие процедуры не применяются. Организация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуальный характер. Говоря о принципах закаливания детей, Г. Н. Сперанский всегда подчеркивал, что любые применяющиеся закаливающие воздействия должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и двигательное беспокойство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тогда как положительные эмоции его закрепляют. К принципам закаливания относится и комплексное использование природных факторов (воздуха, воды и солнца). Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Из первых наиболее удобными для реализации у детей любого возраста, физиологически обоснованными и уже давно доказавшими свою действенность являются методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 4 часов) детей дошкольного возраста, а также дневной сон на свежем воздухе, могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка в каждой семье. К сожалению, многие родители лишь эпизодически совершают прогулки с детьми в выходные и праздничные дни. Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее и общеукрепляющее средство. В солнечном спектре инфракрасные лучи оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи обладают слабым тепловым и выраженным химическим и биологическим эффектом, способствуя образованию в организме витамина Д с его антирахитическим действием, и повышают обменные процессы. Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности, уничтожении многих бактерий и вирусов, повышении сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Загар, образующийся в результате накопления в коже пигмента меланина, предохраняет от избытка радиации и от ожогов. Солнечные ванны принесут пользу вашему ребенку только при умеренных ее дозах. Поэтому длительность первых солнечных ванн при температуре воздуха не ниже +19, +20° не должна превышать 5—6 минут в утренние (с 8 до 11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Время каждой последующей ванны можно удлинять на 3—5 минут. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, занимаясь, например, подвижной игрой; при этом должен быть обязательно надет легкий головной убор с козырьком. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, большая потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной водой, дать выпить немного (не холодной!) воды и поиграть в спокойную игру. Спустя несколько дней полезно чередовать пребывание ребенка на солнце и в тени с интервалами вначале в 5—10 мин, затем в 15—20 мин. После приема солнечных ванн ребенку стоит искупаться, предварительно некоторое время проведя в тени. Говоря о солнечной радиации, обычно имеют в виду лето, забывая о зиме. Между тем и зимой можно подвергаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных играх. Увлекательной и одновременно оздоровительной игрой для мальчиков старшего дошкольного возраста может быть хоккей с мячом или шайбой, но проводящийся не на ледяной, а на снежной площадке, для девочек хороши прыжки со скакалкой и другие упражнения. Вода для закаливания применяется с древнейших времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух, благодаря очень высокой (по сравнению с воздухом выше в 28 раз) теплопроводности. Наверное, нет здорового ребенка, которому водные процедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К. И. Чуковский в знаменитом «Мойдодыре»: Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане,— И в ванне и в бане Всегда и везде Вечная слава воде! Все традиционные методы водного закаливания делятся на 1)местные и 2)общие. К первым относятся умывания после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым — обтирания, обливания, души, купания. Из этих процедур, подробное описание которых можно найти в любой книге по закаливанию, доказали свою закаливающую эффективность, в частности, обливания стоп водой с постепенно снижающейся температурой (начиная с + 28, 27°). Через 1—2 дня температура воды снижается на 1—2°. Длительность обливания 20—30 сек. Конечная температура +14, 15°. После обливания ноги тщательно вытираются. Также эффективны у старших дошкольников полоскания горла сначала теплой, затем прохладной и холодной водой, которые удобно проводить во время утреннего туалета. Одним из популярных и действенных методов водного закаливания являются купания в открытых водоемах, когда на организм действуют все природные факторы. Однако для получения закаливающего и оздоровительного эффектов следует соблюдать при купании ряд правил. Стоит подчеркнуть зависимость длительности купания от температуры воды и воздуха. Так, длительность первых погружений в воду при температуре воды +25°, +23° не должна превышать нескольких минут. Постепенно время купания можно довести до 15 минут при двух-трех повторениях в течение дня. К сожалению, вряд ли найдутся родители, которые, находясь с таблицами в руках на берегу моря или реки, будут определять время купания ребенка. Одним из простых, удобных и в достаточной мере надежных критериев может быть наблюдение за поведением ребенка. Многие родители боятся появления дрожи, а между тем именно ее начало четко означает конец купания; ребенок должен выйти из воды, обтереться (не растираться!) полотенцем и некоторое время побыть на солнце. Находясь в воде, ребенок должен двигаться; лучше всего для этого подходят игровые упражнения с мячом на мелководье, которые проходят в веселой обстановке и могут продолжаться довольно долго с пользой для здоровья. Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективными, не требующими больших затрат времени, физиологически обоснованными и общедоступными, в том числе и для детей дошкольного возраста, являются приемы контрастного душа, когда потоки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной воды. Тем самым обеспечивается тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки к разнонаправленным термическим воздействиям. Вместе с тем сказывается и стимулирующий эффект на нервную систему. Имеются разные варианты применения контрастного душа у взрослых. У детей дошкольного возраста эта процедура может применяться после проведения курсов менее сильных факторов (воздушных ванн, обтираний и т. д.). Процедурой, непосредственно предшествующей приемам контрастного душа, могут быть контрастные ножные ванны, когда ребенок погружает ноги поочередно в тазы, наполненные водой разной температуры. Методика контрастного душа следующая. После утренней зарядки ребенок в ванной обливается от шеи теплой (+36 °) водой в течение 30—40 сек, затем температура воды снижается на 2—3 ° и действует 15—20 сек, далее процедура повторяется. Через 3—4 дня длительность обливания менее теплой водой доводится до 30 сек. Через 10— 12 дней разница в температуре воды увеличивается еще на 2—3 ° и так постепенно в течение 2,5—3 месяцев разница в температуре горячей (до +38 или +40) и прохладной (до +20 или + 18°) доводится до 20 ° у старших и до 15° у младших дошкольников. По окончании каждой процедуры кожа вытирается махровым полотенцем. Опыт многолетнего применения контрастного душа у взрослых и у детей дошкольного и школьного возраста показал его значительную закаливающую эффективность. Итак, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны его закаливать с раннего возраста. В «минимум» закаливания входит обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребенка в помещениях при температуре воздуха не более +18°, ежедневное применение контрастных воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является сочетание циклических упражнений с закаливающими процедурами. Солнце, воздух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей в содружестве с медиками и педагогами дошкольных учреждений — сделать все возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребенка.
18 декабря 2012 в 03:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.