МДОУ "Орлинский детский сад"

"Преграда простудам". консультация для родителей

МДОУ «Орлинский детский сад»

 

Консультация для родителей

 

Или

Еще раз о закаливании


Подготовила воспитатель ПАЧИНА Е.В.


То, что закаливание является эф­фективным средством укрепления здо­ровья, профилактики многих заболе­ваний, известно всем.

Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспо­сабливается к любым изменениям тем­пературы окружающей среды, легко пе­реносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происхо­дят перестройки и в психоэмоциональ­ной сфере, что проявляется в повыше­нии настойчивости, целеустремленнос­ти, улучшении настроения, уравнове­шенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребенка.

К сожалению, большин­ство людей имеют смутное представле­ние о закаливании или вообще о нем ничего не знают и практически ничего не  делают.

Определены основные принципы и ме­тоды закаливания детей, о чем и пойдет речь далее.

Первое, с чего следует начинать закаливание ребенка — это избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в кото­рой находится ребенок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20°. Для умываний используется слишком теплая (+37° и более) вода. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребенка с первых дней жизни приучают к излиш­не теплой одежде.

Зимой и поздней осенью, как правило, заку­танные с головы до ног «заботли­выми» руками мам и бабушек, они бывают очень похожи на неуклюжих и неповоротливых медвежат. Даже весной и летом  далеко не у каждого малыша можно увидеть открытые уши на улице.

Да и в домашней обстановке дети нередко носят теплые шерстяные ве­щи. Тем самым создаются условия для перегревания, формируется боль­шая уязвимость растущего организ­ма к охлаждению. В специальном исследовании А. Я. Степанова дока­зано, что укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание нарушает и обменные процессы, снижает сопротив­ляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней.

Итак, первое условие эффективного закаливания — это рациональная одеж­да. Не следует в помещении наде­вать  на  ребенка  излишне теплую одежду. Одежда на улице и дома не должна препятствовать дви­жениям ребенка.

Особенно внимательно надо отно­ситься к одежде мальчиков, ибо совершенствование системы терморегу­ляции у них проходит, как показано в этом исследовании, более медлен­ными темпами, чем у девочек. Если у девочек в возрасте 5—6 лет терморегуляторная функция существен­но активизируется за счет физической терморегуляции, то у мальчиков этого же возраста она продолжает оставать­ся такой же, как и в более раннем возрасте, т. е. с высокой теплопро­дукцией и соответственно интенсив­ной теплоотдачей.

Обувь ребенка также должна рас­сматриваться как эффективное не толь­ко гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних усло­виях. Стоит отметить то, что было известно с незапамятных вре­мен, но почти забыто в наши дни,— хождение босиком. В большинстве имеющихся пособий и руководств по закаливанию взрослых и детей этот метод не упоминается, тогда как в печати можно найти сообщения о его оздоравливающем действии.

В недавно проведенных исследованиях в нашей стране и за рубе­жом показано, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи. Вместе с тем давно выявлена не­посредственная рефлекторная связь этих рецепторов со слизистой обо­лочкой верхних дыхательных путей, а также буквально со всеми внутрен­ними органами. Проведены и специаль­ные исследования, в которых дока­зана высокая закаливающая эффек­тивность хождения босиком.

Большинство маленьких детей любят (если им не препятствовать) ходить босиком. Однако, как и при других методах закаливания, важно выполнять определенные правила, о которых бу­дет сказано далее. Начинать лучше с малых и непродолжительных воз­действий, например, приучать ребенка находиться некоторое время (до 3— 5 мин) босиком на коврике или одеяле. В жаркие летние дни можно побегать по траве или по песку; затем можно разрешать бегать боси­ком по паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения босиком дома увеличивается до 15—20 мин. Ходить же босиком во дворе в город­ских условиях часто бывает опасно из-за возможности пораниться о битое стекло, гвозди, тогда как на селе или на даче вполне это возможно.

Некоторые родители не разрешают детям ходить босиком из-за опасности заразиться грибковыми заболеваниями кожи стоп — эпидермофитиями. Эти опасения безосновательны, так как грибки могут проявлять активность, т. е. проникать в наружный слой кожи, только при определенных усло­виях — при повышенной влажности, потливости и в тепле. Тонкая и изнеженная кожа также является благоприятной средой для размноже­ния грибков.

Какую одежду лучше всего исполь­зовать с учетом гигиенических и оздоровительных требований? Детскую одежду обычно шьют из гигроско­пичных, т. е. хорошо впитывающих и испаряющих влагу, тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани, тогда как синтетические — воздухо­непроницаемые — способствуют пе­регреву и усиленному потоотделению, использовать их для одежды детей не стоит. Шерстяные ткани из-за большой пористости намного теплее льняных, из них можно шить празд­ничную одежду, в которой ребенок мо­жет находиться непродолжительное время. Хороши для детей трикотаж­ные изделия, особенно осенью и зимой.

Главное — одевать детей по сезону, не перегревая. В осенне-зимний период ребенку должно быть в одежде легко, чтобы он мог свободно двигаться. Конечно, нельзя допускать и пе­реохлаждения от чрезмерно легкой одежды. В жаркую погоду для мальчиков целесообраз­ны легкие ситцевые, льняные или джин­совые костюмы, для девочек — легкие, свободного покроя платья с короткими рукавами. Гигиенической является и спортивная одежда из хлопчатобумажного трикотажа.

Лучшая обувь для детей кожаная, с каблуком не более 8 мм, прочным задником с заглаженными краями. В осенне-зимний период обувь надо приобретать на размер больше, летом — по размеру. Основное требование к домашней обуви — удобство, поэтому хорошо одевать сандалии или тапочки с каблуком, не стоит применять для ежедневной носки «чешки». Дома дети могут обходиться и без обуви, ходить босиком.

Следующее условие эффективного закаливания — поддержание рацио­нального, опять-таки не перегревающе­го температурного режима в помещениях. Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя чувствовать при температуре в комна­те не выше 18°.

Г. Н. Сперанский подчеркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребен­ка. Охлаждения — хорошее закали­вающее средство, которое можно при­менять и у детей в игровой форме. Например, когда ребенок еще не спит и согрелся, можно быстро сдернуть одеяло и спустя несколько секунд опять набросить его на ребенка. Такая забава нравится многим детям.

Обычно, когда речь идет о тем­пературе воздуха в помещениях, ука­зываются определенные цифры с постоянной температурой. С физиологи­ческих позиций это не совсем пра­вильно, так как механизмы терморегу­ляции лишаются возможности для тренировки. Поэтому желательно в помещениях для детей создавать усло­вия для колебаний температуры в определенном диапазоне. Так, для детей в возрасте 4—6 лет такой диапазон может на первых порах не превы­шать 3—4°, т. е. температура ко­леблется в диапазоне от +18° до +22°, затем разница может увеличи­ваться до 5—6°. Такой динамичный температурный режим должен быть свя­зан с характером или, точнее, видом деятельности ребенка. В условиях подвижной игры воздух может быть более прохладным, при спокойной деятельности — более теплым. Спать ребенка надо постепенно приучать при открытой форточке, завешенной мар­лей.

Итак, правильное использование теп­лозащитных свойств одежды и регу­лирование температуры помещений являются обязательными условиями эффективного пассивного закаливания.

Под активным закаливанием пони­мается применение специальных темпе­ратурных дозированных воздействий, т. е. закаливающих процедур (воздуш­ных и солнечных ванн, обливаний и др.). Поскольку применение этих про­цедур насчитывает уже давнюю исто­рию (одним из первых их выдвинул Г. Н. Сперанский), то сформулированы принципы, обеспечивающие их эффек­тивность и ставшие традиционными.

Первый принцип систематичность и последовательность. Закаливание должно проводиться по возможности ежедневно, независимо от погодных условий и занимать определенное место в режиме дня ребенка. Перерыв в применении процедур быстро приводит к исчезновению их эффективности. Важ­но также соблюдать последователь­ность в проведении закаливающих про­цедур, начиная с более щадящих и ме­нее интенсивных воздействий с посте­пенным переходом к более сильным. Полезно при этом помнить известное в физиологии правило: слабые раздра­жители обычно помогают деятельности функциональной системы, сильные про­тиводействуют, а сверхсильные могут вызывать противоположный эффект.

Следующий принцип учет инди­видуальных особенностей ребенка и состояния его здоровья.

Можно ли начинать закаливание детей, часто болеющих респираторны­ми заболеваниями? На этот вопрос в самой общей форме можно отве­тить утвердительно, однако методы и приемы закаливания должны быть более щадящими в период выздоровления. Разумеет­ся, во время заболевания закаливаю­щие процедуры не применяются. Орга­низация закаливания в каждом таком случае должна носить индивидуаль­ный характер.

Говоря о принципах закаливания детей, Г. Н. Сперанский всегда под­черкивал, что любые применяющиеся закаливающие воздействия должны вызывать положительные эмоции у ребенка. Плач и двигательное беспо­койство снижают, а то и полностью ликвидируют эффект закаливания, тог­да как положительные эмоции его закрепляют.

К принципам закаливания относится и комплексное использование природ­ных факторов (воздуха, воды и солнца).

Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: тради­ционные и нетрадиционные. Из первых наиболее удобными для реализации у детей любого возраста, физиологически обоснованными и уже давно дока­завшими свою действенность являются методы закаливания воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому пребы­вание ребенка на свежем воздухе имеет важное общеукрепляющее и оздоровительное значение.

Ежедневные прогулки (не менее 4 часов) детей дошкольного возраста, а также дневной сон на свежем воз­духе, могут и должны быть эффектив­ным методом закаливания ребенка в каждой семье. К сожалению, многие родители лишь эпизодически совер­шают прогулки с детьми в выходные и праздничные дни.

Солнечные ванны также представ­ляют собой хорошее закаливающее и общеукрепляющее средство. В солнеч­ном спектре инфракрасные лучи ока­зывают на организм тепловое воз­действие, что способствует улучше­нию кровотока. Ультрафиолетовые лу­чи обладают слабым тепловым и выраженным химическим и биологи­ческим эффектом, способствуя обра­зованию в организме витамина Д с его антирахитическим действием, и повы­шают обменные процессы.

Пожалуй, самое важное влияние ультрафиолетового излучения заклю­чается в его бактерицидности, уничто­жении многих бактерий и вирусов, повышении сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. За­гар, образующийся в результате на­копления в коже пигмента мела­нина, предохраняет от избытка ра­диации и от ожогов.

Солнечные ванны принесут пользу вашему ребенку только при уме­ренных ее дозах. Поэтому длительность пер­вых солнечных ванн при температуре воздуха не ниже +19, +20° не должна превышать 5—6 минут в утренние (с 8 до 11) или послеобеденные (с 17 до 19) часы. Время каждой после­дующей ванны можно удлинять на 3—5 минут. Детям лучше принимать солнечные ванны в движении, зани­маясь, например, подвижной игрой; при этом должен быть обязательно надет легкий головной убор с козырь­ком. При появлении первых признаков перегревания (покраснение лица, боль­шая потливость) ребенка надо увести в тень и умыть лицо прохладной во­дой, дать выпить немного (не холод­ной!) воды и поиграть в спокойную игру. Спустя несколько дней полезно чередовать пребывание ребенка на солнце и в тени с интервалами вна­чале в 5—10 мин, затем в 15—20 мин. После приема солнечных ванн ребенку стоит искупаться, предварительно неко­торое время проведя в тени.

Говоря о солнечной радиации, обычно имеют в виду лето, забывая о зиме. Между тем и зимой можно подвер­гаться воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при под­вижных играх. Увлекательной и одно­временно оздоровительной игрой для мальчиков старшего дошкольного воз­раста может быть хоккей с мячом или шайбой, но проводящийся не на ледя­ной, а на снежной площадке, для девочек хороши прыжки со скакалкой и другие упражнения.

Вода для закаливания применяется с древнейших времен и представляет собой более сильное средство, чем воздух, благодаря очень высокой (по сравнению с воздухом выше в 28 раз) теплопроводности. Наверное, нет здоро­вого ребенка, которому водные про­цедуры не доставляют радости и не оказывают оздоровительного эффекта. Очень хорошо об этом сказал К. И. Чу­ковский в  знаменитом «Мойдодыре»:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне и в бане

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Все традиционные методы водного закаливания делятся на 1)местные и 2)общие. К первым относятся умыва­ния после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко вторым — обтирания, обливания, ду­ши, купания. Из этих процедур, подробное описание которых можно найти в любой книге по закалива­нию, доказали свою закаливающую эффективность, в частности, облива­ния стоп водой с постепенно сни­жающейся температурой (начиная с + 28, 27°). Через 1—2 дня темпера­тура воды снижается на 1—2°. Дли­тельность обливания 20—30 сек. Ко­нечная температура +14, 15°. После обливания ноги тщательно вытираются. Также эффективны у старших до­школьников полоскания горла сначала теплой, затем прохладной и холод­ной водой, которые удобно прово­дить во время утреннего туалета.

Одним из популярных и действен­ных методов водного закаливания являются купания в открытых водое­мах, когда на организм действуют все природные факторы. Однако для получения закаливающего и оздорови­тельного эффектов следует соблюдать при купании ряд правил. Стоит подчеркнуть зависимость дли­тельности купания от температуры воды и воздуха. Так, длительность первых погружений в воду при темпе­ратуре воды +25°, +23° не должна превышать нескольких минут. Посте­пенно время купания можно довести до 15 минут при двух-трех повторе­ниях в течение дня. К сожалению, вряд ли найдутся родители, которые, находясь с таблицами в руках на берегу моря или реки, будут определять время купания ребенка.

Одним из простых, удобных и в доста­точной мере надежных критериев мо­жет быть наблюдение за поведением ребенка. Многие родители боятся появления дрожи, а между тем именно ее начало четко означает конец купания; ребенок должен выйти из во­ды, обтереться (не растираться!) поло­тенцем и некоторое время побыть на солнце.

Находясь в воде, ребенок должен двигаться; лучше всего для этого подходят игровые упражнения с мячом на мелководье, которые проходят в веселой обстановке и могут продол­жаться довольно долго с пользой для здоровья.

Из нетрадиционных методов закали­вания наиболее эффективными, не требующими больших затрат времени, физиологически обоснованными и об­щедоступными, в том числе и для де­тей дошкольного возраста, являются приемы контрастного душа, когда пото­ки теплой или горячей воды сменяются потоками прохладной или холодной во­ды. Тем самым обеспечивается тре­нировка нервно-сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки к разно­направленным термическим воздей­ствиям. Вместе с тем сказывается и стимулирующий эффект на нервную систему.

Имеются разные варианты примене­ния контрастного душа у взрослых. У детей дошкольного возраста эта процедура может применяться после проведения курсов менее сильных фак­торов (воздушных ванн, обтираний и т. д.). Процедурой, непосредственно предшествующей приемам контрастного душа, могут быть контрастные нож­ные ванны, когда ребенок погружает ноги поочередно в тазы, наполненные водой разной температуры. Методика контрастного душа следующая.

После утренней зарядки ребенок в ванной обливается от шеи теплой (+36 °) водой в течение 30—40 сек, затем температура воды снижается на 2—3 ° и действует 15—20 сек, далее процедура повторяется. Через 3—4 дня длительность обливания менее теплой водой доводится до 30 сек. Через 10— 12 дней разница в температуре воды увеличивается еще на 2—3 ° и так пос­тепенно в течение 2,5—3 месяцев разница в температуре горячей (до +38 или +40) и прохладной (до +20 или + 18°) доводится до 20 ° у старших и до 15° у младших дошкольников. По окончании каждой процедуры ко­жа вытирается махровым полотенцем. Опыт многолет­него применения контрастного душа у взрослых и у детей дошкольного и школьного возраста показал его значи­тельную закаливающую эффективность.

Итак, если родители хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны его закаливать с раннего возраста. В «минимум» закаливания входит обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание ребенка в помещениях при температуре возду­ха не более +18°, ежедневное при­менение контрастных воздушных или водных процедур. Одним из самых эффективных методов является соче­тание циклических упражнений с зака­ливающими процедурами. Солнце, воз­дух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей в содружестве с ме­диками и педагогами дошкольных учреждений — сделать все возможное для гармоничного вхождения этих при­родных факторов в жизнь каждого ребенка.


18 декабря 2012 в 03:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.