МДОУ "Орлинский детский сад"

"Ребенок у компьютера". консультация для родителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕБЕНОК  У  КОМПЬЮТЕРА»


ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ

ПАЧИНА  Е.В.


 «РЕБЕНОК  У КОМПЬЮТЕРА»

 Уважаемые родители! Сегодня мы обсудим тему «Ребенок и компьютер». Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремитель­ное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому ки­ногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепереда­чи. И не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электрон­ными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему. Во время нашей встречи мы постараемся вместе разоб­раться: компьютер — добро или зло?

Давайте подумаем, чем является компьютер для ребенка? Игрушкой, необычной и привлекатель­ной игрушкой.

В чем особенность компьютера? Чем он отличается от любой другой игрушки?

§  Компьютер является интерактивным средством. (ИНТЕРАКТИВНЫЙ (англ. interactive — взаимодействующий), 1) относящийся к компьютерным системам, воспринимающим ввод команд и данных от пользователя во время работы систем. 2) Диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (интерактивное телевидение, интерактивный опрос).

§  Компьютер — это универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы.

§  Компьютер — дополнительное педагогическое средство развития ребенка.

•  Компьютер — многовариативный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, сдер­живает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошколь­нику общаться с компьютером?

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влия­ния компьютера на развитие ребенка-дошкольника. А для этого устроим «компьютерный ринг».  На столе расположены листы. На каждом из них обозначено то или иное свойство компьютера и компьютерных игр. Выберите нужные и, опираясь на них, постарайтесь убедить других участников в истинности именно ва­шего мнения.

Проводится диспут «Компьютерный ринг». Варианты « подсказок ».

Компьютер:

· вызывает положительный интерес к новой технике;

· развивает творческие способности;

· полностью захватывает сознание ребенка;

· устраняет страх ребенка перед новой техникой;

· отрицательно влияет на физическое развитие детей;

· повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;

· формирует психологическую готовность к овладению ком­пьютерной  грамотностью;

· содержание игр провоцирует проявления детской агрес­сии, жесткости;

· позволяет развивать воображение ребенка, моделируя со­вершенно новые ситуации,  даже из области будущего и нереального;

· воспитывает внимательность, сосредоточенность;

· обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом про­граммой;

· снижает интеллектуальную активность детей за счет раз­влекательного содержания  игр;

· позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, фор­мы, величины;

· помогает овладеть чтением и письмом;

· ухудшает зрение ребенка;

· способствует возникновению нарушений осанки;

· развивает элементы наглядно-образного и логического мышления;

· тренирует внимание и память;

· развивает быстроту действий и реакций;

· способствует развитию гиподинамии;

· воспитывает целеустремленность.

Как видите, у компьютера есть и положитель­ные и отрицательные стороны. Сейчас я расскажу, что выяс­нили ученые о положительном влиянии компьютера на ре­бенка.

Компьютер выполняет функцию создания неопределен­ности, моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятель­ность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры. Все это делает компьютерные игры эффективным средством активизации творческих возможно­стей личности ребенка.

Специфика компьютерных игр, по мнению Е. В. Зворыги­ной, заключается в следующем: в отличие от других видов игр, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры; в отличие от других видов деятельности, они дают возможность восстановить динамику сво­его творчества.

Становясь средством деятельности, компьютер позволяет ребенку реализовывать такие потенциальные возможности, которые в традиционных условиях не могут проявиться, на­пример, из-за несформированности графического образца или стереотипного способа его реализации.

Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществ­ляется за счет новизны, возможности регулировать предъяв­ление задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс. Компьютер дает ребенку возможности ис­пробовать умственные силы, проявить оригинальность, пред­лагать решения без риска получить низкую оценку своей дея­тельности, неодобрение.

Компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компью­тера, в какие компьютерные игры играют наши дети.

 А компьютерные игры бывают очень раз­ные. Специалисты выделяют следующие их виды:

1.  Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были.

2.  Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.

3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.

4. Развивающие игры, которые способствуют познаватель­ному развитию дошкольников и побуждают к самостоя­тельным творческим играм.

5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми на­выков чтения, элементарных математических представ­лений, и т. д.

6. Диагностические, применяемые специалистами для вы­явления уровня развития у детей умственных способнос­тей, памяти, внимания и т. д.

7. Графические игры, связанные с рисованием, конструиро­ванием.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуй­ста, своим опытом. В какие компьютерные игры играют дети дома? Что им нравится в этих играх? Считаете ли вы эти игры доступными и полезными для детей?

А как трудно правильно выбрать компь­ютерную игру для ребенка! Их так много! И каждый произво­дитель говорит, что его игра лучшая! А ведь специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Вот они:

1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры. Функцию разъяснения выполняют спе­циальные символы или звуковые сигналы, подсказываю­щие ребенку последовательность и правильность действий.

2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написан­ные буквами больших размеров, больше, чем традицион­ный шрифт компьютера.

3. Изображения на экране должны быть достаточно крупны­ми, обобщенными, без мелких и отвлекающих деталей.

4. Темп движений и преобразований на экране должен быть не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий регулируется самим ребенком.

5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.

6. Нежелательно применение системы оценок в баллах.

7. Лучше, если программа имеет логическое завершение, — построен дом, нарисован рисунок.

 Но важно не только правильно выбрать игру.

Необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером. Сколько времени тратит ваш ребенок на компьютерные игры? Вы считаете, что данное количество времени является достаточным? А может, его слишком мно­го? Или, наоборот, мало? Когда ребенок чаще играет в компь­ютерные игры? Как организовано его компьютерное место?

Поделитесь  своим мнением.

Вот несколько правил, которые ученые рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.

1.  Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.

2.  Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3.  В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

4.  Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5.  Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превы­шать 60 см.

7. В процессе игры ребенка на компьютере необходимо сле­дить за соблюдением правильной осанки ребенком.

8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Что же, мы смогли убедиться, что при раци­ональном применении компьютер может стать полезным сред­ством развития ребенка.


18 декабря 2012 в 03:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.