МДОУ "Орлинский детский сад"

"Роль поощрения в жизни дошкольника". методические рекомендации для родителей

 Методические  рекомендации 

для  родителей

Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность, повышает самооценку.

Ребенок не рождается с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в про­цессе воспитания. Сильнее всего на самооценку влияют родители, причем начинается все еще в самом раннем детстве.

Дети с высокой самооценкой, как правило, встречаются в семь­ях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с тре­бовательностью к соблюдению норм поведения.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в рас­павшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными, одинокими.

Дети с завышенной самооценкой чаще всего воспитываются в се­мьях, где ребенок является центром жизни, где его достоинства и не­достатки оцениваются одинаково положительно, где ребенка уверя­ют в его исключительности.

Поощрение особо важно для детей с заниженной самооценкой. Поощрение, одобрение наравне с пониманием, терпением, соблюде­нием такта помогают ребенку с заниженной самооценкой раскрыть­ся, поверить в себя, поднять свой уровень самооценки.

Общественное признание уже в младшем возрасте очень важно. «Доброе слово и кошке приятно». Стоит добавить: особенно если это происходит в присутствии других детей. Дети стараются брать пример с того, кого похвалили. Но только в том случае, если в этот самый момент их не сравнивали с поощряемым ребенком, причем сравнение было не в их пользу.

Сначала похвалить!

Не бояться говорить детям «спасибо»!

Каждый положительный поступок ребенка должен быть замечен, так как любая форма поощрения вызывает у него сильные и устой­чивые положительные эмоции. Без поощрения нормальное форми­рование личности невозможно.

Что же должны делать родители, чтобы у детей было правильное представление о себе? Низкая самооценка не дает способностям ре­бенка полностью раскрыться. Но и слишком высокое мнение о себе опасно: ребенок будет приписывать себе несуществующие способ­ности, рисовать нереальные перспективы, а потом страдать, когда жизнь поставит все на свои места. Так какая самооценка лучше все­го? Чуть-чуть завышенная, но лишь чуть-чуть.

Как вести себя родителям, чтобы воспитать правильную са­мооценку?

Во-первых, не возлагать на ребенка каких-либо особых надежд, которые впоследствии приведут к разочарованию. Часто родители придумывают, каким должен быть ребенок в идеале, а он оказыва­ется совсем не таким, и они критикуют его с утра до вечера. Но ведь у него наверняка есть достоинства, которые родители не включали в свои планы. Задача родителей - эти достоинства заметить!

Во-вторых, похвала и критика должны иметь соотношение при­мерно три к одному. Например, если ребенок показывает рисунок, надо прокомментировать его приблизительно так: «Дерево хорошее, дом прекрасный, облака сказочно красивые, а вот тени нарисованы неверно». Тогда ребенок прислушается к критике. Если критика бу­дет превышать похвалу, ребенок начнет избегать общения с родите­лями. Критикуя, нельзя допускать обобщений: «трус», «бестолко­вый» и т. д.

Требования к поощрениям

Поощрение должно быть справедливым. Поощрять следует не только за совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: до­школьники - подражатели, у них малый социальный опыт, поэтому они больше нуждаются в одобрении своих поступков. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности детей (например, робкого ребенка нужно поощрять чаще, это поможет ему преодо­леть робость). Не злоупотреблять и не захваливать. Это приводит к развитию чувства непогрешимости, развивает самодовольство, самоуверенность. Не следует забывать о тех, кто в коллективе не по­ощряется или поощряется редко. Если ребенок долго занимает по­зицию среднего, которого не хвалят, не бранят и не замечают, это вызывает серьезные осложнения в формировании его личности и желание привлечь к себе внимание любым способом. Поощрение должно происходить в присутствии других детей, это поднимает ре­бенка в глазах окружающих. За что не следует хвалить:

• за то, что получено от природы;

• из жалости (дети это чувствуют);

• второй раз за одно и то же достижение;

• за то, что достигнуто не своим трудом;

• из желания понравиться.

Воспитательный механизм метода поощрения построен на пере­живании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения со­бой, сделанной работой, товарищами.

Известно, что дети по-разному развиваются эмоционально. У некоторых, например, складывается заниженная самооценка, у других вполне адекватная. Некоторые не уверены в себе, другие всегда чувствуют себя в безопасности. Некоторые с детства ощуща­ют, что их любят и ценят, другие растут нелюбимыми, нежеланны­ми, недооцененными.

Дети часто не разбираются в своих потребностях и чувствах, и все-таки у каждого из них свой язык любви. Чтобы воспитать ре­бенка правильно, родители должны знать его родной язык. А когда ребенок слишком мал и Вы не можете определить его язык, говорите на всех пяти.

1. Слова поощрения.

Мы редко  хвалим  детей,  мы  замечаем  только  их  ошибки.

Результаты этого печальны. Попробуйте хвалить ребенка хотя бы два раза в день.

2.  Время.

Вам нужно проникнуть в мир вашего ребенка. Пусть его интере­сы станут вашими. Не жалейте на это времени. Будьте внимательны к нему. Если у Вас не один ребенок, постарайтесь найти время для каждого, хотя бы несколько минут в день. Помните: это главное.

3.  Подарки.

Не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребенка формируется ложная система ценностей. Но если Вы тщательно вы­бираете их и дарите их со словами «Я люблю тебя и приготовил для тебя кое-что», вы удовлетворяете потребность в любви, когда дарите подарок.

4.Помощь.

Мы постоянно помогаем своим детям, но в следующий раз, ког­да Вы сделаете для ребенка что-нибудь особенно важное, скажите, что Вы делаете это, потому что любите его. Что особенно важно для Вашего ребенка? Может, Вам не хватает знаний, чтобы помочь ему? Если это родной язык для вашего ребенка, у Вас обязательно полу­чится.

5.  Прикосновения.

Любому ребенку необходима ласка. Но важно найти к нему инди­видуальный подход. Учитывайте возраст, темперамент, язык любви и т. д. Дети взрослеют, но Вы по-прежнему должны оставаться неж­ными и поддерживать их.

18 декабря 2012 в 03:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.