МДОУ "Орлинский детский сад"

"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста". родительское собрание

ИЛИ

«ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

ВОСПИТАТЕЛЬ:  ПАЧИНА Е.В.


Самостоятельность — ценное качество, не­обходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень час­то они стремятся выполнять различные действия самостоя­тельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: «Я сам!»

Давай будем одеваться...

Я сама! Я сама!

Пойдем, будем умываться...

Я сама! Я сама!

Ну идем, хоть причешу я...

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть покормлю я...

Я сама! Я сама!

(«Я сама» И. Муравейка)

Часто по разным причинам — из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

Проводится дискуссия  «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?».

Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрос­лые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятель­ности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеять­ся на других. Вот что думают об этом психологи.

Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взросло­го как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя — это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

Первый из них — негативизм, т. е. не просто непослуша­ние или нежелание выполнять указания взрослого, а стрем­ление все делать наоборот, вопреки просьбам или требовани­ям старших.

Затем — упрямство. Не следует путать его с настойчиво­стью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отка­зывается от помощи взрослых и добивается самостоятельнос­ти даже в том, что еще мало умеет.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание лич­ности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в со­стоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, по­стоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать об­мывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изме­нить отношение к своим игрушкам — замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире...

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться.  

По приказу — умываться,

По приказу — одеваться,

Рано заправлять кровать.

По команде — есть садиться,

По заданию — учиться.

По режиму — спать ложиться,

По будильнику — вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему.

Де-

мо-

би-

лизация!

( «Взрослым» М. Шварц)

 

А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подоб­ными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуа­ции вы находили?

Родители делятся опытом.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает воп­рос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они еще малы? Та­кой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоя­тельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удоволь­ствием выполняют различные поручения взрослых. Стремле­ние к самостоятельности особенно велико, когда ребенок при­нимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

Дорогие родители, давайте попробуем вместе определить перечень действий, доступных детской самостоятельности.

Родителям предлагается обсудить, могут ли дети младше­го дошкольного возраста выполнять перечисленные ниже дей­ствия.

• Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызги­вая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

• Одеваться и раздеваться в определенной последователь­ности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачи­вать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы рас­стегивать, застегивать, завязывать шнурки ботинок.

• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

• Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с за­крытым ртом.

• Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в оп­ределенное место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необхо­димые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нуж­но создать необходимые условия для проявления самостоятель­ности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, вы­делить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руко­водить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка само­стоятельности в самообслуживании, его нужно научить действи­ям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляет­ся с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуации для анализа

1.Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся зад­вигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшо­го, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намере­ние. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: «Никак не получается!»

Вопрос:

• Какие действия нужно предпринять взрослым?

2.На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но, выйдя на улицу, Маша отвлеклась— к ней под ноги прикатился мячик. Минута... и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.

Вопрос:

• Как должна поступить мама в этой ситуации?

3.Илюша с усердием надевает колготы. Трудное заня­тие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но ... наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцель­ную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, ста­рается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

—Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

—Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы:

• Правильно ли поступила мама?

• Каковы последствия поведения мамы?

• Бывают ли подобные ситуации у вас?

• Как вы выходите из них?

• Что бы вы посоветовали маме?

В детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, иначе дети могут вырасти пассивными, ленивыми.


ЛИТЕРАТУРА:

«Родительские собрания в ДОУ» (методическое пособие) О.Л.Зверева, Т.В.Кротова

Айрис-пресс, 2007.


18 декабря 2012 в 03:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.