МДОУ "Орлинский детский сад"
"Внедрение образовательных технологий обучения и развития одаренных детей в ДОУ" публичный доклад на районной конференции. август 2011ДОКЛАД Воспитатель МДОУ «Орлинский детский сад» ПАЧИНА Е.В. г. Свободный-21 Одно из приоритетных направлений развития современного образования — создание условий для развития одаренных детей. Актуальность данной задачи очевидна: способные, талантливые люди всегда нужны государству, именно они, одаренные, разрабатывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня информационное общество требует ускорения технологического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И первая, на мой взгляд, самая важная ступень этой системы — дошкольное образование. Рассмотрим некоторые возможности современной дошкольной педагогики в вопросах выявления и развития одаренных детей. Начнем с того, что гуманистическая педагогика выдвигает идею одаренности всех детей. То, что каждый ребенок обладает огромным потенциалом способностей и возможностей, которые не раскрываются и не развиваются в полной мере, это тоже известно. Тогда в чем же проблема? Если мы ее осознаём, почему не получаем результаты? Ответ на этот вопрос тоже очевиден: легко сказать, но нелегко сделать, особенно при нынешнем положении дел в дошкольном образовании. Известно, что воспитывать талантливых детей могут только талантливые воспитатели... Безусловно, проблема не только в практике, но и в науке: педагогика не может с полной уверенностью дать «рецепты по выращиванию гениев». Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков деятельности можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблюдать уже в дошкольном возрасте. Из воспоминаний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной творческой деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное дарование и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность делать то, что ему хочется: танцевать, петь, рисовать, лепить, сочинять сказки и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды. В нашем саду созданы все условия для развития мышления, воображения, познавательной потребности ребенка. Воспитатели регулярно расширяют и обновляют центры ИЗО деятельности, народного творчества, экологии, игровые центры. Второе условие — это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшебной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Волшебником! Эта идея великолепно представлена Е. Е. Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е. Кравцова убедительно показала, что многие ученые, конструкторы «получали свои звания и правительственные награды за свое... воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!». Автор книги, ссылаясь на известного психолога В. В. Давыдова, показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое раньше частей... Это же качество— видеть целое раньше частей — лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их». Другим важным свойством воображения, по мнению В.В.Давыдова, является способность детей переносить функции с одного предмета на другой. Это второе свойство воображения лежит в основе развития человеческой цивилизации (это можно проследить на примере появления огромного мира полезных предметов: чашек, колес и др.). По мнению Е.Е. Кравцовой, «умение переносить функции с одного предмета на другой тесно связано со способностью ребенка ставить себя в позицию другого», принимать на себя различные роли. В групповых игровых центрах нашего ДОУ ребята могут играть в сюжетно-ролевые и театрализованные игры. В процессе игры сюжет додумывается участниками, расширяется, изменяется. Часто ребята используют предметы-заместители, что говорит о способности детей переносить функции с одного предмета на другой. Перечисленные свойства воображения возникают и развиваются у детей постепенно. Профессиональный педагог должен владеть методикой развития воображения у дошкольников в различных видах игровой и художественно-творческой деятельности. Результаты такой работы проявляются в неординарных выводах и решениях детей: - при ознакомлении с окружающим. Так Антон З. (4,5 года) выйдя на прогулку, внимательно рассматривает песок в песочнице. Песок пятнистый от росы. Ребенок делает вывод: «Песок вспотел!». - на занятиях по ИЗО деятельности. Так в средней группе дети рисуют домики для животных. Женя Ф. не стал рисовать ни один из предложенных образцов. Воспитатель видит на листе, что-то бесформенное, хаос множества линий. На вопрос воспитателя: «Чей это домик?» Женя отвечает: «Муравьев! Это - муравейник». - во время конструирования ребята создают необычные постройки, используя в своей конструкции не только строитель, но и стулья, коробки. - с целью развития воображения и фантазии детей проводятся чтение художественной литературы, беседы. В ходе беседы педагоги ставят перед детьми проблемные ситуации, из которых ребята должны самостоятельно найти выход, основываясь на своем жизненном опыте, используя при этом свое воображение, фантазию. Старшие дошкольники очень любят придумывать концовки, или свои варианты сказок. Так после прочтения произведения Дж. Родарри «Дворец из мороженного», педагог спрашивает: Какой предмет во дворце вы бы хотели съесть? Как вы думаете из чего сделаны игрушки в этом дворце? Как зовут короля, принцессу, которые живут в этом дворце? И т.д. Конечно, чтобы стать настоящим Волшебником, нужны тренировка, уверенность в своих силах. Поэтому педагог использует любую возможность, чтобы подчеркнуть волшебные свойства воображения в различных играх и деятельности, особенно в продуктивных. Таким образом дети приобретают собственный чувственный опыт созидательной деятельности, у них вырабатываются такие важные качества, как умение довести дело до конца, объективно оценить результат. (Если что-то не так получилось — то ничего страшного, «Я еще не Волшебник, я только учусь...»). При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Так Лера К. просит помочь сделать подарок ко дню рождения мамы. Решаем нарисовать открытку с цветком. Так как этот цветок для мамы, то фантазии девочки нет предела, так как с помощью подарка она может выразить всю свою любовь к родному человеку. Лера в процессе работы рассказывает о цветке: «Он желтый как солнышко, чтобы мама всегда улыбалась. Он будет пахнуть, если у мамы заболит голова, и от запаха цветочка мама вылечится. А в темноте он будет светиться, как фонарик, и мама никогда не заблудится вечером» Процесс «превращения детей в Волшебников» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, раскрывается эмоциональная сфера, дается толчок к развитию Сознания. При этом чрезвычайно важно воспитывать не только Умных Волшебников, но, в первую очередь, Добрых. Злой Волшебник — это ужасно! К сожалению, в мире их немало, и мы постоянно наблюдаем борьбу Добра и Зла. Важно, чтобы дети поверили, что Добро всегда побеждает Зло — как в сказках! (Хотя для добрых дел нужно значительно больше усилий, чем для дурных. «Разрушать — не строить»!). Детям важно внушить, что овладение «волшебной палочкой» (творческим воображением) накладывает огромную ответственность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки! (Это можно продемонстрировать на содержании различных сказок), Итак, воспитание добрых и умных Волшебников — вот сверхзадача современного воспитателя детского сада. Но для этого нужно педагогу и самому быть Добрым Волшебником! А значит, нужно, чтобы каждый захотел им стать. 18 декабря 2012 в 04:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.