МДОУ "Орлинский детский сад"

"Внедрение образовательных технологий обучения и развития одаренных детей в ДОУ" публичный доклад на районной конференции. август 2011

ДОКЛАД

 

Воспитатель МДОУ

«Орлинский детский сад»

ПАЧИНА Е.В.

г. Свободный-21

Одно из приоритетных направлений разви­тия современного образования — создание условий для развития одаренных детей.

Актуальность данной задачи очевидна: спо­собные, талантливые люди всегда нужны го­сударству, именно они, одаренные, разраба­тывают новые технологии, покоряют Космос, создают шедевры искусства. Сегодня инфор­мационное общество требует ускорения техно­логического и гуманитарного развития, поэтому не случайно внимание государства к созданию системы выявления и поддержки одаренных детей. И первая, на мой взгляд, самая важная ступень этой системы — дошкольное образова­ние. Рассмотрим некоторые возможности сов­ременной дошкольной педагогики в вопросах выявления и развития одаренных детей.

Начнем с того, что гуманистическая педаго­гика выдвигает идею одаренности всех детей. То, что каждый ребенок обладает огромным по­тенциалом способностей и возможностей, кото­рые не раскрываются и не развиваются в полной мере, это тоже известно. Тогда в чем же пробле­ма? Если мы ее осознаём, почему не получаем результаты? Ответ на этот вопрос тоже очеви­ден: легко сказать, но нелегко сделать, особен­но при нынешнем положении дел в дошкольном образовании. Известно, что воспитывать талантливых детей могут только талантливые воспита­тели... Безусловно, проблема не только в прак­тике, но и в науке: педагогика не может с полной уверенностью дать «рецепты по выращиванию гениев».

Если внимательно посмотреть на многих ге­ниев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков деятельности можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвос­хищать результаты этой деятельности. Пожалуй, все перечисленные особенности можно наблю­дать уже в дошкольном возрасте. Из воспоми­наний о детстве многих музыкантов, художников мы знаем, что они с ранних лет проявляли свое желание заниматься той или иной творческой деятельностью. Однако в дошкольном детстве еще трудно выявить какое-то конкретное даро­вание и определить, насколько оно уникально. Важно предоставить ребенку возможность де­лать то, что ему хочется: танцевать, петь, ри­совать, лепить, сочинять сказки и т.д. Поэтому первым условием для выявления и развития одаренности у детей является создание предметно-развивающей среды. В нашем саду созданы все условия для развития мышления, воображения,  познавательной потребности ребенка. Воспитатели регулярно расширяют и обновляют центры ИЗО деятельности, народного творчества, экологии, игровые центры.

Второе условие — это развитие творческого воображения, которое можно назвать «волшеб­ной палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только нужно научиться поль­зоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребенок сможет стать настоящим Вол­шебником! Эта идея великолепно представлена Е. Е. Кравцовой в ее книге «Разбуди в ребенке волшебника». Е.Е. Кравцова убедительно по­казала, что многие ученые, конструкторы «полу­чали свои звания и правительственные награды за свое... воображение. Они создавали сказки из самых будничных и обычных дел и поступков. Они были волшебниками!». Автор книги, ссы­лаясь на известного психолога В. В. Давыдова, показала особенности проявления и развития воображения у детей. Во-первых, «воображение имеет место там, где ребенок видит целое рань­ше частей... Это же качество— видеть целое раньше частей — лежит в основе способности детей оживлять разные игрушки и предметы, разговаривать, дружить или ссориться с ними, бояться или любить их».

Другим важным свойством воображения, по мнению В.В.Давыдова, является способ­ность детей переносить функции с одного пред­мета на другой. Это второе свойство воображе­ния лежит в основе развития человеческой ци­вилизации (это можно проследить на примере появления огромного мира полезных предме­тов: чашек, колес и др.).

По мнению Е.Е. Кравцовой, «умение пере­носить функции с одного предмета на другой тесно связано со способностью ребенка ставить себя в позицию другого», принимать на себя различные роли. В групповых игровых центрах нашего ДОУ ребята могут играть в сюжетно-ролевые и театрализованные игры. В процессе игры сюжет додумывается участниками, расширяется, изменяется. Часто ребята используют предметы-заместители, что говорит о способности детей пере­носить функции с одного предмета на другой.

Перечисленные свойства воображения возникают и развиваются у детей постепенно. Профессиональный педагог должен владеть методикой развития воображения у дошколь­ников в различных видах игровой и художест­венно-творческой деятельности. Результаты такой работы проявляются в неординарных выводах и решениях детей:

- при ознакомлении с окружающим. Так Антон З. (4,5 года) выйдя на прогулку, внимательно рассматривает песок в песочнице. Песок пятнистый от росы. Ребенок делает вывод: «Песок вспотел!».

- на занятиях по ИЗО деятельности. Так в средней группе дети рисуют домики для животных. Женя Ф. не стал рисовать ни один из предложенных образцов. Воспитатель видит на листе, что-то бесформенное, хаос множества линий. На вопрос воспитателя: «Чей это домик?» Женя отвечает: «Муравьев! Это - муравейник».

- во время конструирования ребята создают необычные постройки, используя в своей конструкции не только строитель, но и стулья, коробки.

- с целью развития воображения и фантазии детей проводятся чтение художественной литературы, беседы. В ходе беседы педагоги ставят перед детьми проблемные ситуации, из которых ребята должны самостоятельно найти выход, основываясь на своем жизненном опыте, используя при этом свое воображение, фантазию. Старшие дошкольники очень любят придумывать концовки, или свои варианты сказок. Так после прочтения произведения Дж. Родарри «Дворец из мороженного», педагог спрашивает: Какой предмет во дворце вы бы хотели съесть? Как вы думаете из чего сделаны игрушки в этом дворце? Как зовут короля, принцессу, которые живут в этом дворце? И т.д.

Конечно, чтобы стать настоящим Волшеб­ником, нужны тренировка, уверенность в сво­их силах. Поэтому педагог использует любую возможность, чтобы подчеркнуть волшебные свойства воображения в различных играх и де­ятельности, особенно в продуктивных. Таким образом дети приобретают собственный чувс­твенный опыт созидательной деятельности, у них вырабатываются такие важные качества, как умение довести дело до конца, объективно оценить результат. (Если что-то не так получи­лось — то ничего страшного, «Я еще не Вол­шебник, я только учусь...»).

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать.

Так Лера К. просит помочь сделать подарок ко дню рождения мамы. Решаем нарисовать открытку с цветком. Так как этот цветок для мамы, то фантазии девочки нет предела, так как с помощью подарка она может выразить всю свою любовь к родному человеку. Лера в процессе работы рассказывает о цветке: «Он желтый как солнышко, чтобы мама всегда улыбалась. Он будет пахнуть, если у мамы заболит голова, и от запаха цветочка мама вылечится. А в темноте он будет светиться, как фонарик, и мама никогда не заблудится вечером»

Процесс «превращения детей в Волшебни­ков» очень ответственный, так как на всю жизнь закладываются способности к творчеству, рас­крывается эмоциональная сфера, дается тол­чок к развитию Сознания. При этом чрезвычай­но важно воспитывать не только Умных Вол­шебников, но, в первую очередь, Добрых. Злой Волшебник — это ужасно! К сожалению, в мире их немало, и мы постоянно наблюдаем борь­бу Добра и Зла. Важно, чтобы дети поверили, что Добро всегда побеждает Зло — как в сказ­ках! (Хотя для добрых дел нужно значительно больше усилий, чем для дурных. «Разрушать — не строить»!). Детям важно внушить, что ов­ладение «волшебной палочкой» (творческим воображением) накладывает огромную ответс­твенность на человека. Настоящий Волшебник ответственен за свои Мысли, Слова и Поступки! (Это можно продемонстрировать на содержа­нии различных сказок),

Итак, воспитание добрых и умных Волшебников — вот сверхзадача современного воспи­тателя детского сада. Но для этого нужно пе­дагогу и самому быть Добрым Волшебником! А значит, нужно, чтобы каждый захотел им стать.


18 декабря 2012 в 04:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.