МДОУ "Орлинский детский сад"

программа "Здоровье"

подготовила: воспитателье Цуцурова Т.С.

 

ПРОГРАММА«ЗДОРОВЬЕ»

МДОУ«Орлинский детский сад»

2010-2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Принята протоколом №4

от21.01.2011                                                                     

                                                                        составитель:ЦуцуроваТ.С

 

ВВЕДЕНИЕ

«Здоровьесберегающая технология»-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторовобразовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всехэтапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образованияпредусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образажизни и здоровья воспитанников.

«Здоровье»        - это состояние полного физического,психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней илифизических дефектов (ВОЗ).

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий постепени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использованиепсихолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающихпроблем. Их можно выделить в три подгруппы:

         организационно-педагогическиетехнологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса,способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и другихдезадаптационных состояний;

         психолого-педагогические технологии,связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится ипсихолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательногопроцесса);

         учебно-воспитательные технологии,которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированиюкультуры здоровья учащихся.

Сегоднямедики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтомувстает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения кздоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данномнаправлении ложится на плечи педагогов. На сколько современные педагоги готовыреализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающихтехнологий?

Насколько они открыты сотрудничеству с медиками?

Способныли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранениюи укреплению здоровья детей?

Анализсложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.

Во-первых,существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуальногоздоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья вРоссии. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье.Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока невозникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получивоблегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своегоздоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека отнеобходимости "работать над собой". Культурный же человек, какотмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической,так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни втечение довольно длительного времени".

Во-вторых,имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такойпедагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всехсторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этойпроблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальнаядеятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяетсярассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. толькоразмышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность посохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса,формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данногофеномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужениепонятия "здоровье". Существует более 300 определений здоровья. ВУставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полногофизического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаютсяопределения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая осоциально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить этутенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия,включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственныйаспект.

Согласносовременным представлениям целью образования является всестороннее развитиеребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей присохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогическихтехнологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретныхусловий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональнойкомпетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

 

 

 

 

 

 

Цель здоровьесберегающихтехнологий - сформировать у ребенка необходимые знания, умения и навыки поздоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневнойжизни. Обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребыванияв дошкольном учреждении или за период обучения в школе.

Такимобразом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественнойкомфортабельной обстановкой, рационально организованной и разнообразнымоборудованием и материалами.

Основная цель,которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровьядетей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностейи способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанниковответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основныезадачи МДОУ:

§    охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

§    обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного,художественно – эстетического и физического развития детей

§    взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развитиядетей

§    оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросамвоспитания, обучения и развития детей

§ превращение образовательной среды вреабилитационное - оздоровительную и просветительскую, с целью создания единогоздоровьесберегающего пространства, неразрывно соединяющего детский сад, семью,социум, чтобы каждый ребёнок мог реализовать себя вне зависимости от своихпсихофизических возможностей.

В соответствии со стратегической цельюпедагогический коллектив определил цель работы ДОУ:

§       Повышение показателей здоровья воспитанников через применение в воспитательно- образовательном процессе здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологийна уровне формирования у воспитанников внутренней потребности гармоничногоздоровья.

§       Обеспечение полноценного физического развития, создание системыфизкультурно - оздоровительных мероприятий с детьми, позволяющих эффективнорешать задачи охраны, укрепления здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа реализует следующиенаправления 

Работас детьми.

Работас педагогами.

Работас родителями.

Укреплениематериально-технической базы учреждения.

Для реализации задач,намеченных программой «Здоровье», в ДОУ созданы следующие условия:

имеется зал дляфизкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём:несколько гимнастических скамеек, гимнастические стенки, наклонные доски,ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия,нестандартное оборудование для «игровых дорожек», мячи, обручи, мешочки спеском, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяетвключить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторнуюплотность занятий;

имеются  подвижные игры с необходимыми шапочками идругими атрибутами;

в ходе реализациипрограммы необходимо: пополнить оборудование спортивными  матами, «беговой дорожкой», резиновыековрики, массажные коврики для профилактики плоскостопия,  массажеры для стоп, оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья»),лыжи, и другое необходимое оборудование.

в каждой возрастнойгруппе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются каксамостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

на территории детскогосада имеется «экологическая тропа», где дети отдыхают, проводятся экологическиезанятия, праздники в увлекательной форме, экологические развлечения.

закаливающие процедурыразличаются как по виду, так и по интенсивности;

закаливание проводитсяна фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях,других режимных моментах;

закаливание проводитсяна положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;

постепенно расширяютсязоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

Сотрудники внимательныи отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребёнку.

Отношения междуработниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания.Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

Развивающаясреда организована с учётом потребностей и интересов детей. Педагоги стараютсяэстетично оформить интерьер групповых, раздевальных,спальных комнат, чтобыребёнок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.

Внаш детский сад принимаются дети с 1 года 6 месяцев до 7 лет.

Внашем детском саду созданы условия для всестороннего развития личности ребенка:

·физкультурный зал, музыкальный зал;

·экологический кабинет;

·для прогулок используется игровая площадка, оснащенная верандами, песочницами ит.д.

Педагогическийколлектив в своей работе использует следующие программы:

·"Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакциейВасильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

·"Математика в детском саду" В.П. Новикова, Метлина Л.С.

·  "Юный эколог" С.Н. Николаева.

.«Светофор» Т.И.Данилова.

Родителидетей, посещающих детский сад, могут получить консультации специалистов:

·По физическому развитию и воспитанию у воспитателя группы.

·По развитию индивидуальных способностей, созданию благоприятногопсихологического климата для развития ребенка у воспитателя группы.

·По развитию музыкальных способностей детей у музыкального руководителя.

·По вопросам укрепления здоровья и закаливания у мед.работника.

 

 

Здоровьесберегающиетехнологии, используемые в ДОУ:

- Личностно-ориентированная модельвоспитания и обучения.

- Гибкий режим.

- Оптимальный двигательный режим.

- Рациональное питание.

- Концепцияздоровьеразвивающего и здоровьеукрепляющего обучения детей дошкольного.

-  Социально-оздоровительная технология XXIвека.

-Нетрадиционные виды гимнастик (гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика, игрогимнастика, коррегирующая гимнастика, гимнастикадля глаз).

-Рефлексотерапия (самомассаж, хождение по массажным коврикам).

-Психоэмоциональныетехнологии (оздоровительные паузы, релаксация,).

-Арт-терапия (музыкотерапия, цветотерапия, сказкотерапия).

                Воспитателю  недостаточно получить в начале года листокздоровья группы от медработников и использовать характеристики здоровья детейдля дифференцированного подхода. Прежде всего, педагог должен быть примером длясвоих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Воспитатель должен уметь: анализироватьпедагогическую ситуацию в условиях   здоровьесбережения;  владетьосновами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом детей;  моделировать систему взаимоотношений вусловиях педагогики     оздоровления; личным примером учить детейзаботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.

Наиболееэффективными формами взаимодействия являются:

утренняягимнастика;

гимнастикапосле дневного сна с закаливающими процедурами;

занятия,прогулки, походы;

совместныедосуги с родителями и младшими школьниками;

спортивныепраздники и развлечения;

 

Методики по закаливанию детей.

На повышения двигательного статуса детейоказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительнаяработа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованногодвигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольноговозраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательносказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детскогоорганизма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущаяроль в воспитании здорового ребёнка.Организованной формой в этом двигательномрежиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий воспитательиспользует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные,тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, и др. Процесс обученияна занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используетсяпринцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание,релаксацию.

Параллельно с физическим развитием идётобучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органичновключается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строениичеловека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасностижизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных напрофилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Мыпонимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия факторабезопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяютвнедрению технологии "Основы безопасности

жизнедеятельности детей дошкольноговозраста". Наиболее проработанным направлением данной программы у насявляются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения.

Поднимающие настроение и мышечный тонусутренняя гимнастика,  физкультминутки,бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурамистали естественными и необходимыми в нашем детском саду.

Нами разработана система оздоровительнойработы по следующим направлениям:

психологическое сопровождение развития;

разнообразные виды организации режимадвигательной активности ребёнка;

система работы с детьми по формированиюоснов гигиенических знаний и здорового образа жизни;

организация питания;

оздоровительное илечебно-профилактическое сопровождение.

В целях оздоровления организма ребёнкаво всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей и среднейгруппах это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательнаягимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели.

Асколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивныхпраздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где детипринимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях,показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд отсвоих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участиепринимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейныестарты", "Папа, мама, я- спортивная семья".

Большуюроль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятсякатание на санках. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег вмедленном темпе, бег трусцой.

Широкоиспользуется информация в родительских уголках, в папках-передвижках("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильнуюосанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).

Профилактические мероприятия попредупреждению заболеваний в осеннее-зимний период:

1.     Поддержаниечистоты

2.     Кварцеваниегрупп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ

3.     Проветриваниеспальни перед сном и проветривание групп

Закаливающиепроцедуры:

1.     Утренняягимнастика, физкультурные занятия

2.     Прогулкина свежем воздухе

3.     Хождениепо группе босиком

4.     Рефлексотерапия

5.     Водныепроцедуры (контрастные ванны для ног)

6.     У.Г.Г.на  свежем воздухе в весеннее - летнийпериод

7.     Воздушныеванны в летний период

 Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте ссемьей. Для этого мы используем следующие методы работы: анкетирование  (с целью изучения потребностей родителей повопросам физического воспитания детей); индивидуальные беседы, консультации.

    В процессе нашей деятельности мы пришли кследующим выводам. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в  нашем детском саду,  нам удается воспитывать в ребенке потребностьк здоровому образу жизни. Наши выпускники   активны,любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Обладаютвсеми качествами  гармонически развитойличности.

Средимножества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровьяребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Отстепени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависятразвитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтомуочень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет егодвигательный статус.

Всвязи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного днядеятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическиспланированная работа всего коллектива образовательного учреждения надлительный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.  Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологииобучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.№2. С.21 – 28.

2. Кучма В.Р. Теория ипрактика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.

3.    Назаренко Л.Д. Оздоровительные основыфизических упражнений. - М., 2002.

4. Педагогика ипсихология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

5.Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе воспитателя и ДОУ. -М.: АРКТИ, 2003.

6.Солдатченко С.С.,Кащенко Г.Ф. и др. Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирнымимаслами. "Таврида", Симферополь, 1999.

7. Сухарев А.Г.Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.

8. Ткачева В.И. Играемкаждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.

 

13 марта 2013 в 04:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.