МДОУ "Орлинский детский сад"

"Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения" консультация для воспитателей

подготовила: Цуцурова Т.С.

 

Целью организации работы является формирование и развитие у детейумений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующийспециальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Этасистема обучения должна решать следующие задачи:

• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.

• Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожнойобстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.

• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполненияправил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортномпроцессе.

• Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимообучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению наулицах, дорогах, в транспорте.

При построении системы работы по изучению дошкольниками правилдорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия странспортной системой города:

• Ребенок – пешеход;

• Ребенок – пассажир городского транспорта;

• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед,снегокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведениядетей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужнопроводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все видыдеятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал черезпродуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни запределами детского сада.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должнавходить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

• организованные формы обучения на занятиях,

• совместную деятельность взрослого и ребенка,

• самостоятельную деятельность ребенка,

• воспитание навыков поведения,

• ознакомление с окружающим,

• развитие речи,

• художественную литературу,

• конструирование,

• изобразительное искусство,

• игру.

Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучениюраспространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близкоидущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливатьсяперед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходомпроезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролироватьситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другогопрепятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя изтранспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-закустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободнаятерритория – место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуарабольшая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всегосо всевозможными нарушениями).

 На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, изкоторых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он невсегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только тезвуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзораребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстояниидо 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне.Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит толькото, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительнозамедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительнобольше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигналавтомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличитьдвижущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, авзрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация налево- направо приобретается не ранее, чемв семилетнем возрасте.

Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения надороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и вгруппе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимумдорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей учат различать красный изелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цветасоответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещаетдвижение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры скружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный»воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, аесли – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Такзакрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже назелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различнымивидами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутнымитранспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребятарассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом вовремя прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные«габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большоетранспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, которыйможет скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядныепособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге(транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходепрактических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзорупредметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств,воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте,впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вестисебя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть»,дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хожденияпо тротуару, придерживаясь правой стороны).

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, егоназначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, намакетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения насамом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некоторомрасстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть,повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дорогиконтролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

И в средней группе, и далее в старшей группе необходимо во времяпрактических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначитьпроезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти кпешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательноосмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись,что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до серединыдороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Вседействия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение напешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей, затем в подготовительной группе дети должны получитьчёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены насохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону.Это как прививка от оспы, только на уровне психики.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группахдолжно определяться содержание занятий по изучению правил дорожного движения стой ил иной возрастной категорией детей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортнымисредствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный изелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть

• Набор транспортных средств

• Иллюстрации с изображением транспортных средств

• Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.

• Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули,шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того илииного вида транспорта и т.д.)

• Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставьмашину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаваниютранспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественномтранспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета,знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам,имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы,следует добавить:

• Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едутпассажиры», «Найти такую же картинку».

• Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначенытротуар и проезжая часть

• Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходномпереходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжейчасти. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загораетсязелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей вэто время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загораетсязелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходоввспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательнодолжен быть:

• Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий отбатарейки

• Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»

• На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового.Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложнымитемами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголкебезопасности дорожного движения должны появиться:

• Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решатьсложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатыватьнавыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобыэтот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделироватьулицу.

• Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательновходят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходныйпереход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или)троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движениепешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главнаядорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пунктпитания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и болеекрупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

• Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Гдеспрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

• Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работойрегулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика,дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемнымиситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей оПравилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка болееусложняется:

• Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можносделать импровизированный телевизор, или компьютер)

• Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшимэкзамен по ПДД.

Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделированияситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.

Уголок может быть оформлен так:

1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади иколичества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена дляразмещения отдельной информации

3. Книжка-раскладушка

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголкарекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

• «Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»

• «Внимание – мы ваши дети!»

• «Ребёнок имеет право жить!»

• «Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правиламдорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма вгороде

2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей

3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасномуповедению на дороге.

4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детейуже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сади обратно с родителями

 

Таким образом, обучение детей правилам и безопасности дорожногодвижения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которогообучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасногодвижения.

13 марта 2013 в 05:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.